Coozin — сервис доставки блюд домашнего приготовления. Стартап с одной стороны дает возможность женщинам, любящим и умеющим вкусно готовить, заработать на своем хобби, с другой — пользователи получают вкусные блюда, приготовленные на домашней кухне.

Первая доставка была осуществлена в 2021 году, сейчас команда поваров составляет уже почти 100 человек.

О том, как устроен стартап, с какими сложностями сталкивается, сколько средств было вложено и кто является конкурентом Spot рассказал исполнительный директор Coozin Артем Архангельский.

Из видеографа в стартаперы

Большую часть своей карьеры я работал в сфере видеопроизводства. В начале это было просто любимое дело, позже понял, что это уже что-то больше, чем хобби. Приходили новые клиенты, более крупные проекты.

Я уже понимал какие сегменты рынка мне интересны для сотрудничества, и определил для себя основной сегмент — рестораны. Я всегда любил вкусно покушать. Наверное любовь к еде и к людям привела меня в проект Coozin.

Но это произошло не сразу. В 2019 году мой близкий друг создал стартап MobiSklad. Я ему помогал в формировании предложения, позже он предложил мне поработать вместе. В его проекте я полностью погрузился в сферу IT и понял, как технологичные продукты влияют на жизнь человека.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Домохозяйки в роли шеф-поваров

Я в проекте практически с основания, пришел на позицию CBDO (директор по развитию бизнеса — прим. Spot) на этапе разработки концепции в ноябре 2020 года.

Идея Coozin пришла в период пандемии, когда многие начали терять работу. Тогда основатели пришли к выводу, что нужен продукт, который даст возможность работать независимо ни от чего.

В отличие от многих западных стран, в Узбекистане большая часть населения продолжает готовить дома, и многие это делают довольно хорошо. У каждой домохозяйки есть фирменные блюда и свои тонкости приготовления. К тому же узбекская кухня славится невероятно вкусными блюдами. Мы решили этим воспользоваться, потому что это не только дает возможность домохозяйкам возможность заработать, но и пользователи получают вкусную и по-настоящему домашнюю еду.

В конце 2020 года мы проходили акселерацию в IT Park благодаря победе в конкурсе на лучший стартап, помогающим женщинам в период пандемии, проводимом IT Park совместно с ОБСЕ.

Последний также привлек к сотрудничеству фонд Coca Cola Foundation для финансирования бизнеса, доработки продукта и минимального запуска на рынок. Также компания Coca-Cola оказывает нам грандиозную поддержку в отношении пиара и маркетинга.

На сегодняшний день Coozin — это классический агрегатор доставки еды со стандартной монетизацией: наша выручка — это агентская комиссия и платная доставка. Разница в том, что мерчантами у нас является не рестораны или кафе, а домохозяйки.

В течение первого года команда Coozin состояла из небольшой команды fullstack-разработчиков и операционной команды для подключения поваров, управления логистикой и маркетингом. Всего нас было 10 человек. Мы занимались сайтом для клиентов и приложением для поваров.

В сотрудничестве с кулинарной школой при кондитерской Shirin Sweets запустили образовательные курсы, где обучали домохозяек всему необходимому для работы на платформе.


Ширин Алимова — бренд-шеф Coozin, основатель Shirin Sweets (слева). Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как это бывает на ранних стадиях, было очень много работы и кросс-функциональных задач, но мы не делили работу на свою и чужую. Нашей задачей было запустить пилот: собрать прототип продукта, найти и подключить домохозяек к платформе, развернуть логистику и службу поддержки, запустить маркетинг. Это заняло у нас три месяца, первая доставка была выполнена 17 марта 2021 года.

Как это работает

Через СМИ, блогеров и таргетированные объявления в сети находим домохозяек, которые умеют вкусно готовить и хотят зарабатывать на этом. Чтобы стать нашим поваром, нужно оформить заявку на сайте платформы или в Telegram-боте. В тот же день связывается менеджер, проводит регистрацию и подписание контракта.

После формируется группа домохозяек, готовых к тренингу. Обучаем их составлению правильного меню, приготовлению полуфабрикатов для удобства работы, фудблоггингу, фотографии, даем понимание, как работает диджитал и SMM. После обучения кандидаты выполняют тестовое задание. Продолжаем работу с теми, кто хорошо с ним справляется.

Для работы с нами повара должны зарегистрировать патент самозанятого лица в соответствующем сегменте, открыть счет в банке. Патент стоит 246 тыс. сумов в год. В контракте прописываем все санитарно-гигиенические нормы, которых участники должны строго придерживаться.

Затем он проходит регистрацию в программе: загружает фото паспорта и патента. После одобрения модератора участники могут приступить к составлению своего меню, что тоже проходит модерацию. Мы проверяем наличие фотографии, описания блюда и состав (указание ингредиентов обязательно).

После проверки мы утверждаем меню и все эти блюда появляются на главной странице в новинках, а также на самой персональной странице у повара.

Заказы от клиентов поступают непосредственно повару в приложении. Когда блюдо готово, его передают курьеру. Сейчас их в штате 8 человек, еще 10 — в резерве, их подключаем при высоких нагрузках.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вложения

Компания, на базе которой был запущен Coozin, существовала год до открытия, и все необходимое компьютерное оборудование уже было в наличии. Серверные мощности мы арендуем в надежных дата-центрах, а большинство технологий, используемых разработчиками — open source. Кухня, на которой мы проводим тренинги, — это собственные вложения Ширин Алимовой, нашего главного технолога и бренд-шефа, основательницы Shirin Sweets.

Суммарные затраты на запуск и первый год работы составили около $100 тыс. Большая часть суммы — деньги собственников компании — группы предпринимателей из реального сектора. Для них Coozin — это эксперимент и первые инвестиции в фудтех.

Заказов в хороший день может быть 50−60. Средний чек — от 120 до 300−400 тыс. сумов. С каждого заказа мы зарабатываем 10%.

Доставка и логистика осуществляется собственной курьерской службой без привлечения сторонних сервисов. Основной пул расходов — зарплата специалистов, маркетинг и разработка.

Бизнес нельзя назвать высокомаржинальным, так как наша комиссия совсем незначительна. На точку безубыточности планируем выйти в начале следующего года.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

На старте работы платформы в марте 2021 года мы начинали с 8 заказов в месяц, в мае их было уже 125. За июнь — август мы выполнили и доставили 1480 заказов.

За все время мы обработали 5,3 тыс. заказов. Может показаться, что этого мало, но для стартапа вроде нашего, это очень хороший показатель. База поваров постоянно увеличивается, и сейчас их уже более 100.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Сейчас привлекаем инвестиции со стороны, причем не только в Узбекистане.

По-настоящему домашняя еда

Мы используем весь спектр рекламных каналов: таргет, статьи в СМИ, контекстная реклама. В штате есть SMM-специалист и таргетолог, работа с блогерами осуществляется при поддержке Coca-Cola Foundation.

Наша операционная команда почти не выросла с начала проекта и наш фокус, конечно же, на максимальной автоматизации рутинных операций, чтобы не увеличивать штат.

Но сейчас чтобы побежать быстрее и решать амбициозные задачи привлекаем сильных специалистов: к нам в команду c июля присоединяется HRD (Human Resource Development — обучение и развитие персонала — прим. Spot) из финтех стартапа из экосистемы Х5 Retail Group, CMO (Chief Marketing Officer — директор по маркетингу — прим. Spot) из России с опытом работы в ритейле, фудтехе и медтехе.

Кроме того, два месяца назад в компанию на позицию управляющего стратегического партнера также присоединился Роман Вакуленко, ex-COO (Chief Operating Officer — главный операционный директор — прим.) российского фудтех-стартапа Broniboy, который с относительно небольшими инвестициями конкурирует с гигантами российского фудтеха и не так давно вышел и в Узбекистан. Рассчитываю, что опыт Романа и новой команды поможет нам сделать конкурентоспособный и технологичный продукт.

Конкуренты — все агрегаторы по доставке еды — Express 24, Bringo и другие. Мы представляем немного другой продукт: вся еда, представленная на нашей платформе, приготовлена на домашней кухне.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Наши домохозяйки любят добавлять в заказы клиентов комплименты. Те, кто не имеет возможности питаться домашней едой, особенно это ценят.

Планы

Сфера инвестиций и стартапов за два последних года произошло много изменений. Появилось много как венчурных фондов, независимых инвесторов. IT Park очень активно этому способствует и проводит программу акселераций. Сфера IT развивается очень быстрыми темпами.

Фудтех постепенно занимает большую долю на рынке узбекистанского общепита. Это перспективный сектор, который привлекает растущий интерес со стороны инвесторов.

У нас грандиозные планы: в первую очередь выход на другие регионы и рынки, включая Казахстан, Таджикистан и другие страны СНГ. Мы готовим предложения для сегмента B2B и нам очень интересен этот сегмент.

У нас проходит очередной инвестиционный раунд. Полученные средства направим на географическое масштабирование и выход на безубыточность, до конца года откроемся в пяти городах Узбекистана и в Душанбе.

Что касается продукта и сервиса, то сейчас идет разработка Coozin 2.0 — это будет полноценная business development platform для самозанятых: если вы делаете что-то своими руками и хотите это продавать, то мы дадим вам курьерский сервис и айти-продукт — витрину с возможностью принимать платежи, общаться с клиентами, анализировать продажи и продвигать себя.