После распада Советского союза во многих странах бывшего СССР появилась необходимость выстраивания рыночной экономики с созданием малого и среднего бизнеса (МСБ). Именно тогда, в 1991 году, и был создан Европейский банк реконструкции и развития, одним из основных направлений деятельности которого является поддержка МСБ.

Spot поговорил со специалистом программы ЕБРР «Консультации для малого бизнеса» в Узбекистане Денисом Торховым о том, как компаниям получить гранты и финансирование, и почему банк основной упор делает на развитие «зеленых» технологий.


Что предлагает ЕБРР малому и среднему бизнесу

Мы предлагаем три вида поддержки: гранты, финансирование, обучение (инфо-ресурсы и экспертизу).

Гранты

На данный момент в Узбекистане работает грантовая программа «Консультации для малого бизнеса» — основной инструмент ЕБРР для компаний, которым необходима помощь бизнес-консультантов. Для выдачи гранта компания должна отвечать следующим критериям:

  1. число сотрудников не должно превышать 500;

  2. как минимум два года работы на рынке;

  3. частная собственность с бенефициарами из Узбекистана (ЕБРР не работает с государственными компаниями);

  4. оборот компании до 50 млн евро в год.

Если компания подходит по всем пунктам, мы проверяем ее репутацию (компания не должна быть замешана в коррупционных или каких-либо других сомнительных сделках), беседуем с руководителем, чтобы узнать, есть ли у него желание вкладывать в развитие собственного бизнеса. Отдельное внимание уделяется финансовой устойчивости компании.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Для получения гранта необходимо связаться с сотрудниками ЕБРР по телефону, через социальные сети или написать на электронную почту. После первого контакта необходимо заполнить форму заявки, а также выслать финансовую отчетность за последние два года, свидетельство о регистрации и устав.

Следующим шагом банк подбирает консультанта, составляется техническое задание, подписывается грантовое соглашение. Предприятие полностью оплачивает услуги консультанта. Позже, после завершения работы, ЕБРР компенсирует лишь 75% стоимости (предпринимательницам — 85%), 25% оплачивает сама компания.

Ограничений по сумме гранта нет. Мы исходим из потребностей самого бизнеса: кому-то поможет даже небольшой консультационный проект, а кто-то не справится без обширной и дорогой экспертизы. Как правило, грантовая составляющая ЕБРР не превышает 10 тыс. евро.

Грантовые средства рассчитаны на предоставление консалтинговых услуг, например, автоматизация бухгалтерии (1С), внедрение ноу-хау, проведение маркетингового исследования, разработка сайта.

Консалтинговые компании привлекаются как местные, так и международные. Уровень локальных бизнес-консультантов непрерывно растет и наш банк прикладывает к этому много усилий. В частности, разработали специализированную тренинговую программу «Развивай свой консалтинговый бизнес» именно для повышения профессионализма местных экспертов, работающих с малым и средним бизнесом.

С 2017 года было привлечено 220 локальных и 13 международных специалистов, реализовано 233 проекта для более 170 предприятий. При грантовой поддержке ЕБРР были разработаны архитектурные проекты и энергосберегающие решения для отелей, складов и других производственных помещений в Хиве и Ташкенте.

Грантовая поддержка МСБ стала возможной благодаря донорской поддержке Фонда содействия малому бизнесу ЕБРР (Италия, Япония, Корея, Люксембург, Норвегия, Швеция, Швейцария, Тайвань и США) и Европейского Союза.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

На грантовые средства нельзя приобрести оборудование. Это можно сделать с помощью следующего инструмента ЕБРР — финансирования.

Финансирование

Финансирование осуществляется по трем направлениям:

  1. прямое финансирование. ЕБРР напрямую выдает кредит свыше 5 млн евро;

  2. финансирование совместно с банками-партнерами (Hamkorbank, Ipak Yuli, «Узпромстройбанк»).

  3. выделение кредитной линии банкам-партнерам. Банк самостоятельно выделяет средства предприятиям. ЕБРР видит весь портфель, но не участвует в каждой отдельной сделке.

Про зеленые технологии

ЕБРР поставил цель к 2025 году довести минимум до 50% объем инвестиций в зеленую экономику, т. е. проекты, связанные с уменьшением выброса парниковых газов, снижением потребления воды, природоохранными и экологическими темами.

В Узбекистане имеется нехватка воды, проблемы с почвой и многое другое. При этом, страна обладает огромными ресурсами возобновляемой энергии в виде солнца и ветров. Для правильного применения этих видов энергии необходимо приносить сюда технологии, знания, финансирование.

Поэтому в рамках всех программ поддержки мы стимулируем малый и средний бизнес переходить на «зеленые» технологии. В частности, при финансировании компаний банками-партнерами, кредитор может предлагать заемщику кэшбек 10% в качестве поощрения за то, что предприятие отдает предпочтение энергоэффективной технологии. За счет этого уменьшается сумма выплаты по кредиту. Предприятия могут получить займ на покупку солнечных панелей, водонагревателей, электромобилей и т. д.

В рамках программы предоставления грантов для привлечения бизнес-консультантов компания может обратиться за услугами: энергоаудит, инженерные решения, экологический менеджмент. Для того, чтобы понять, насколько эффективны зеленые технологии существуют специалисты в области энергоаудита и энергоменеджмента, которых мы поможем привлечь.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кроме того, в 2020 году запустили Селектор зеленых технологий — это первая и единственная в стране каталогизированная система, в которой собраны различные типы энергоэффективного оборудования.

На сегодняшний день ведется работа по насыщению платформы и доведения наименований энергосберегающих технологий до 2 тыс. Веб-сайт будет полезен предпринимателям, которые сомневаются какое оборудование выбрать. На платформе собраны только те технологии, которые в среднем на 20% более эффективны по сравнению с обычным оборудованием.

Селектор также будет удобен производителям такого оборудования в качестве дополнительной площадки для продаж. Вдобавок, каталогом пользуются банкиры при выдаче кредитов.

Местных технологий в базе не так много — около 15−20%. Все потому, что у большинства узбекистанских производителей элементарно даже нет технической документации, а без нее нельзя зарегистрировать технологию.

У ЕБРР есть большое количество обучающих программ для бизнеса по практическим навыкам, программа для женщин в бизнесе и т. д. Говоря о зеленом направлении, в настоящее время проводится обучение для предприятий — информирование об энергоэффективных технологиях и оборудовании.

Буквально на днях, мы провели тренинг для гостевых домов. В процессе обучения были затронуты темы о том, каким образом предприятия могут быть более энергоэффективными, как устроены солнечные панели и водонагреватели, какие бывают виды оборудования. В дальнейшем мы предоставляем помощь консультанта, который может приехать на место и дать практические советы.

Тренинги проводятся не только для предприятий, но также и для консультантов. В ноябре текущего года планируется проведение тренинга для энергоконсультантов. Обучение будут проводить международные специалисты, которые на профессиональном языке расскажут о новых технологиях, как правильно их применять и т. п.

Для участия местные консультанты должны сделать взнос, а ЕБРР частично субсидирует обучение, находит международных специалистов и организует мероприятие.

Проблемы в сфере зеленой экономики

Малый и средний бизнес занимает достаточно большую долю в экономике страны — 55% ВВП. Конечно, у этих компаний есть свой углеродный след.

Несмотря на то, что в совокупности МСБ занимает более половины производства в экономике, по отдельности они являются маленькими компаниями. Это может быть небольшая пекарня, мини-производство мебели, кафе, гостевой дом и т. д. Следовательно, многие из них не знают о том, какие есть современные технологии, как более экологично выстроить производство и т. д. Поэтому наш банк приходит на помощь в образовательной и финансовой частях.

Бизнес не задумывается и мало внимания уделяет сбережению энергии и других ресурсов в том числе потому, что пока ресурсы в Узбекистане относительно дешевые. Но тех, кто понимает, что эта ситуация будет меняться и что пора рассматривать энергосбережение и охрану окружающей среды как серьезное конкурентное преимущество на рынке, становится все больше.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Конечно, энергоэффективные решения не всегда дешевле традиционных технологий, но они:

  • окупаются в долгосрочной перспективе, в будущем помогая экономить на затратах. В дальнейшем срок окупаемости будет сокращаться по мере роста тарифов на электричество, цен на газ/топливо, воду и т. д.;
  • делают бизнес более устойчивым к внешним шокам (например, отключению электричества);
  • иногда являются единственным разумным решением, например в условиях удаленности бизнеса (особенно маленького, в сельской местности) от инфраструктуры ЖКХ.