Узбекистан в последние дни показывал высокие темпы прироста медиарынка, сообщается в отчёте агентства Wunder Digital (имеется у Spot).

Общий объём инвестиций в рекламу с начала года составил 0,7 трлн сумов ($62,5 млн) — на 19% больше, чем было в 2021 году. В свою очередь, затраты на маркетинг за предыдущий год выросли на 27% по отношению к 2020 году.

Для сравнения, в Казахстане рынок увеличился на 10% — до 1,8 трлн сумов ($160,8 млн) — после прироста в 22% годом ранее. Объём медиарынка Беларуси в нынешнем году сократился на 40% и достиг $61,8 млн, хотя в предыдущем году превосходил узбекистанский почти вдвое.

При этом российский рынок рекламы даже после сокращения примерно на четверть остаётся больше, чем рынки Казахстана, Узбекистана и Беларуси вместе взятые — 69 трлн сумов ($616 млн). Это указывает на потенциал роста для всех трёх стран, отмечают в агентстве.

Рекламные площадки

Сейчас на рынках Казахстана, Узбекистана и Беларуси сокращаются инвестиции в традиционные площадки для рекламных кампаний — прессу и радио. Например, в Узбекистане доля радио на рынке за 2021 год упала с 4% д 3%, а доля прессы статистически незначительна.

При этом узбекистанские рекламодатели наращивают объёмы наружной рекламы — с 14% до 15%. Наибольшее внимание стабильно уделяется телевизионной рекламе (66%), на втором месте идёт интернет (16%). Wunder Digital назвала местный рынок «самым ТВ-ориентированным в Центральной Азии».

В Казахстане ТВ также пока выступает основным путём продвижения — однако его доля плавно сокращается (с 46% до 44%), в то время как значение интернета растёт (с 34% до 37%). Тем временем для Беларуси интернет стал главной площадкой с 48% расходов.

Интернет-аудитория

В Узбекистане проникновение интернета среди населения составило 79%. Это самый низкий показатель из рассматриваемых стран — для казахстанцев он составляет 90%, а для беларусов превышает 85%.

Большинство (55%) интернет-пользователей среди жителей Узбекистана составляют мужчины, в то время как в Казахстане и Беларуси у женщин небольшой перевес (51% и 53% соответственно). Среди пользователей свыше 60% приходится на группу младше 35 лет.

Во всех трёх странах основной объём трафика генерируют мобильные устройства, однако в Узбекистане их доля наименьшая — 65% против 71% в Беларуси и 79% в Казахстане. На узбекистанцев также приходится крупнейший показатель десктопного трафика (35%).

Контент

Наиболее популярным поисковиком для всех трёх стран стал Google. Именно в Узбекистане его доля стала самой большой — 86%, в то время как «Яндексом» пользуются лишь 10% (в Казахстане 83% и 16%, в Беларуси — 70% против 29%).

В то же время yandex.uz стал наиболее часто посещаемым сайтом Узнета за 2021 год с 8,1 млн просмотров в месяц. Однако в целом охват здесь заметно ниже, чем у самого востребованного казахстанского сайта — tengrinews.kz (26,6 млн).

Из соцсетей первое место как в Казахстане, так и в Узбекистане занимает Instagram (12,6 млн и 5 млн пользователей соответственно). Однако если среди казахстанского сегмента крупнейшая доля приходится на клиентов в возрасте 25−34 года (28%), то в узбекистанском это молодёжь от 18 до 24 лет (36%).

Итоги

Авторы отчёта отметили ряд схожих черт на медиарынках Узбекистана, Казахстана и Беларуси:

  • рост инвестиций в цифровой сегмент и общая цифровизация;
  • сокращение доли традиционных каналов;
  • значительный удельный вес телевидения в рекламе;
  • востребованность мобильного трафика;
  • самый популярный поисковик — Google;
  • лидирующая соцсеть — Instagram.

Ранее Spot публиковал интервью с директором по развитию Wunder Digital Дмитрием Григорьевым на тему узбекистанского digital-рынка.