Oshme — это Telegram-гид по ресторанам Узбекистана, который помогает пользователям выбрать заведение, зарезервировать стол и получить скидку, а ресторанам — привлечь клиентов.

«Проект создавался не с целью заработать, а чтобы предложить людям удобный инструмент. Когда понял, что продукт оказался востребованным, а количество пользователей резко возросло, начал монетизировать, чтобы поддерживать работу проекта», — поясняет основатель Тауфик Хисамов.

С момента запуска Oshme в апреле прошлого года он вложил в проект порядка $4 тыс. Сейчас в боте доступно более 100 ресторанов в нескольких городах.

На чем зарабатывает проект, как он развивался и с какими сложностями приходилось сталкиваться в интервью Spot рассказал автор проекта Тауфик Хисамов.

Не планировал на этом зарабатывать

Я родился и вырос в Ташкенте, но позже переехал в Россию. Окончил Российский государственный гуманитарный университет в Москве по специальности PR, а после работал в качестве директора по работе с IT-компаниями в международном агентстве Edelman. Последние 10 лет управляю своим PR-агентством, которое сфокусировано на IT- индустрию.

oshme, тауфик хисамов oshme

После февральских событий релоцировался в Ташкент с первой волной приехавших сюда российких айтишников. Естественно, новоприбывшие часто интересовались, куда сходить на плов, какой ресторан выбрать, где найти лучший кофе или позавтракать. Так как Ташкент — мой родной город, многие обращались за советом ко мне. Когда люди начали посещать заведения по моим рекомендациям, я подумал, почему бы не сделать что-то более удобное, что будет полезно не только для приехавших, но и местных жителей.

Моя работа связана с IT, поэтому у меня есть небольшие навыки программирования. Сначала хотел создать приложение, которое позволило бы аккумулировать все заведения города, запустить полноценный гид, основанный на реальных отзывах и рекомендациях пользователей.

Потом понял, что больше всего узбекистанцы используют Telegram, причем не только для звонков и переписок. Поэтому решил запустить Telegram-бот. На его создание и тестирование ушло две недели. Так в апреле 2022 года появился в Telegram @Oshme_bot.

Создавал его один. Позже ко мне присоединились три человека — один помогает по технической части, двое — в работе с ресторанами и контентом.

Для меня было важно не делать фокус только на приезжих, хотел, чтобы местные жители также пользовались этим инструментом. Поначалу каталог с ресторанами формировался из моих рекомендаций, а также моих друзей, но потом подключились и местные жители.

Сейчас в каталоге около 100 заведений, из которых 20 — партнеры проекта (они предоставляют владельцам карт привелегий Oshme скидки), в трех городах: Ташкенте, Самарканде и Бухаре, а также в Чарваке и Чимгане.

Пользователи могут подобрать заведение по району проживания, виду кухни, формату (клубы, караоке, кальянные и др.) После выбора ресторана появляется его описание, локация, куда можно прям из бота заказать такси, кнопка для резервирования стола и лучший отзывов посетителя. Последний пункт подчеркивает то, что проект создан и развивается на основе реального опыта гостей заведений.

oshme, тауфик хисамов oshme

Дополнительные функции появлялись по мере поступления запросов и предложений. Например, многие приезжие, которые еще не успели зарегистрировать SIM-карту, сталкивались с проблемой резервирования столика, так как в большинстве заведений сделать это можно лишь по звонку.

Тогда мы создали инструмент, позволяющий с бота переходить на прямую коммуникацию с менеджером ресторана. Некоторые заведения специально для этого заводили аккаунт в Telegram. Так мы могли связать пользователя с рестораном, чтобы он мог задать вопросы, ознакомиться с меню, фотографиями интерьера и зарезервировать стол.

Функция вызова такси стала популярной фишкой: она избавляет от необходимости вручную вводить название или адрес ресторана в сервисе такси, достаточно нажать на одну кнопку и открывается приложение «Яндекс Такси», где автоматически определяется текущая локация пользователя и пункт назначения.

Чтобы сделать бот еще привлекательнее, мы внедрили эксклюзивные скидки от заведений для наших пользователей в размере 10−15%.

Начали быстро расти

Примерно через месяц бот уже набрал более 5 тыс. пользователей, а к декабрю достигли отметки в 65 тыс. Такое количество людей требовало большей технической поддержки, более продуманного маркетинга. Соответственно, начали расти расходы.

Только на техническую поддержку тратим порядка $1 тыс. в месяц, еще столько же и даже больше — на рекламу.

Через три месяца после запуска, когда было понятно, что проект набирает все большую популярность, а моих собственных сил на поддержку уже не хватает, мы начали искать формы монетизации, выгодные как для ресторанов, так и для пользователей, которые позволили бы нам не только оставаться на плаву, но и зарабатывать.

Начали договариваться с ресторанами о выплате 10% от чека с каждого привлеченного нами клиента. В некоторых случаях корректируем комиссию в меньшую сторону в зависимости от ситуации клиента. В основном это касается заведений среднего ценового сегмента, у которых низкая маржинальность.

В сентябре ввели специальные электронные карты Oshme, которые устанавливаются в Google Wallet (Pay) или Apple Wallet. Через бот карту может оформить любой желающий, система создает виртуальную карту, которую можно привязать в зависимости от ОС смартфона к электронному кошельку. Далее ее нужно показать в заведении партнера для получения скидки по меню.

oshme, тауфик хисамов oshme

Из сложностей мы столкнулись с тем, что Google Pay не очень корректно работает в Узбекистане. Оказывается, его невозможно скачать из магазина приложений, если смартфон не зарегистрирован на территории, но мы нашли решение проблемы: пользователи меняют в настройках страну.

Пока проект не вышел на прибыль: наращиваем базу, подключая новые заведения. Думаю, скоро выйдем на самоокупаемость.

В декабре прошлого года, чтобы увеличить поток клиентов в рестораны и привлечь внимание к проекту, запустили виртуальный гастрономический фестиваль. Он проходил в течение месяца в Ташкенте.

Механика была следующая: каждое из 11 заведений-участников добавило в меню специальные сеты из нескольких блюд с фиксированной ценой на 1 человека в 250 тыс. сумов. Чтобы попробовать фестивальный сет необходимо было прийти в ресторан-участник и показать электронную карту Oshme или зарезервировать стол через @Oshme_bot в Telegram.

Фестиваль был создан для того, чтобы заведения раскрыли свой гастрономический потенциал, а посетители познакомились с новыми заведениями и попробовали эксклюзивные блюда, которые шеф-повара подготовили специально к фестивалю.

По предварительным подсчетам, общая прибыль ресторанов от этого проекта составила около 60 млн сумов. Получили много положительных откликов и благодарностей, поэтому будем еще проводить такие мероприятия.

О рекламе

До недавнего времени мы практически не занимались рекламой бота, росли за счет сарафанного радио. Наверное, одним из поддерживающих инструментов является наш гастрономический клуб Oshme Gastro Club. Это сообщество в Telegram, где участники делятся впечатлениями от новых ресторанов, многим нравится что-то эксклюзивное, например, закрытые заведения, в которые не все могут попасть, а таких в Ташкенте немало.

Также ведем Telegram-канал Oshme Uzbekistan, где рассказываем пользователям о скидках, акциях, событиях в ресторанной индустрии, открытиях, новостях партнеров.

oshme, тауфик хисамов oshme

Летом прошлого года начали проводить вечеринки, когда поняли, что пользователям интересны не только классические рестораны и виртуальное общение, но также бары и оффлайн-встречи.

Первая прошла в одном популярном закрытом заведении столицы. Договорились с несколькими партнёрами и спонсорами, которые привлекли диджея и помогли с welcome drinks. Людям было интересно встретиться с другими участниками сообщества. Был элемент нетворкинга: сделали специальные бейджи по интересам, чтобы люди могли знакомиться друг с другом. Не удивительно, что самым популярным маркером был поиск второй половинки.

Что касается продвижения в интернете, использовали кросс-маркетинг: договаривались с партнерами — Telegram-каналами о коллаборации: мы рекламируем их, а они нас.

Иногда размещаем рекламу в пабликах, рассказывающих о событиях в городе. Начали с небольших площадок, сейчас это обходится не менее $100 в неделю.

Причем мы продвигаем не только свой ресторанный гид, но и партнеров: рекламируем их внутри системы — рассылки в боте, на карты, в канале, специальные push-уведомления.

Планы на будущее

Считаю, что ресторанный бизнес начнет быстро развиваться в ближайшие несколько лет благодаря новым инструментам маркетинга.

Пока наблюдаем, что заведениям не хватает качественного контента (профессиональной съемки, интересной подачи материала), дополнительных перформансов, правильного PR, которые бы стимулировали поток клиентов, не все умеют качественно работать с большой целевой аудиторией.

Мы посредством своего бота намерены участвовать в развитии сферы, внедряя новые форматы маркетинговых инструментов: акции и специальные мероприятия и т. д.

Сейчас работаем над тем, чтобы привлечь инвестора для масштабирования уже в новом ключе. Развиваемся как классический стартап: появилась идея, мы предложили нужный продукт, люди стали им пользоваться.

Теперь мы поняли, что надо расти и превращаться в полноценный бизнес. Хотим масштабироваться не только в Узбекистане, но и выходить на рынки других стран, к примеру, Казахстана. У нас уже есть там партнеры, готовые присоединиться к проекту.

oshme, тауфик хисамов oshme

Рассматриваем различные виды финансирования, например, донаты, чтобы пользователи при желании могли финансового поддержать понравившийся им проект. Открыты к предложениям от бизнес-ангелов и венчурных фондов.

Безусловно, самое важное для Oshme — это потребители. Все делается для них, поэтому никакие компромиссы невозможны. Будем дальше работать над качеством сервиса и расширением функционала бота.