27 декабря состоялся запуск строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, сообщила пресс-служба кыргызского президента Садыра Жапарова.

Церемония закладки первого камня прошла в селе Тош-Кутчу Джалал-Абадской области. Кроме главы Кыргызстана, в ней участвовали председатель Госкомитета по развитию и реформам Китая Чжэн Шаньцзе и узбекистанский вице-премьер Жамшид Ходжаев.

Жапаров назвал строительство ветки «историческим событием» и началом «новой эпохи в развитии транспортной инфраструктуры». Будущая магистраль станет «стратегическим мостом» между Востоком и Западом, отметил он.

Ее создание позволит диверсифицировать транспортные маршруты между Китаем, Ближним Востоком, Турцией и ЕС, а также повысит логистическую конкурентоспособность Центральной Азии, заявил Жапаров. Особо отмечалась важность проекта для Кыргызстана.

По его словам, железная дорога повысит объемы транзита через страну, ускорит экономическое развитие областей, улучшит их транспортную доступность, поспособствует росту торговли и туризма. Кыргызстан планирует построить дополнительную ветку Балыкчы — Макмал между севером и юг страны.

Ходжаев зачитал обращение Шавката Мирзиёева к участникам. Президент Узбекистана отметил, что будущая ветка станет кратчайшим путем из Центральной Азии в Китай и позволит ускорить доставку грузов в ЕС приблизительно на неделю.

Ежегодные расчетные объемы грузоперевозок по магистрали составят 15 млн тонн. В перспективе планируется организовать на ветке регулярные пассажирские перевозки, а также соединить ее с Трансафганским коридором.

Железная дорога пройдет по маршруту Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан. В рамках проекта планируется построить 20 станций, 42 моста, 25 тоннелей, логистические терминалы и склады, что позволит создать десятки тысяч рабочих мест.

Будущий сухопутный коридор увеличит потоки грузов и людей между тремя странами, заявил Чжэн Шаньцзе. Он выразил уверенность, что создание ветки позволит развивать промышленность, поспособствует росту инвестиций и торговли.

Горная тропа

В сентябре 2022 года Узбекистан, Кыргызстан и Китай согласовали маршрут железнодорожной ветки длиной 454 км. Решение финансового аспекта задачи стало одним из главных предметов последующих обсуждений.

Итоговое соглашение о строительстве железнодорожной ветки было подписано в июне этого года. Доля Узбекистана и Кыргызстана в совместной проектной компании составит по 24,5%, оставшийся 51% будет принадлежать Китаю.

Стоимость проекта, по словам директора «Кыргыз темир жолу» Азамата Сакиева, оценивается в $4,7 млрд. Половину этой суммы профинансируют страны-участницы в соответствии с долями в проекте, еще $2,35 млрд выделит Пекин в виде некоммерческого кредита.

В июле Шавкат Мирзиёев утвердил выделение «Узбекистон темир йуллари» $255 млн на реализацию проекта. Первые $14 млн будут выделены до конца нынешнего года.

В ноябре Минтранс и ЕБРР обменялись мнениями о возможностях финансирования строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Ранее Spot писал, что Узбекистан и Китай договорились о либерализации визового режима.