Узбекистан, Китай и Кыргызстан подписали соглашение о строительстве железной дороги, сообщает пресс-служба главы государства.

6 июня в Пекине состоялась церемония подписания соглашения о реализации проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. В мероприятии также участвовал министр транспорта Илхом Махкамов.

Шавкат Мирзиёев отметил, что железнодорожная магистраль станет кратчайшим «плечом» между Китаем и ЦА, а также через Трансафганский коридор позволит выйти на рынки стран Южной Азии и Ближнего Востока.

В соответствии с трехсторонним соглашением ж/д будет проходить по маршруту Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалалабад — Андижан.

По оценкам экспертов, ежегодный объем грузоперевозок по данной магистрали может составить до 15 млн тонн, а сроки доставки товаров до конечных потребителей сократятся на 7 дней. Кроме того, стороны планируют создать современную транзитно-логистическую инфраструктуру, склады и терминалы.

Сквозь грозы

Подготовка к строительству ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан стартовала в 2022 году. Три страны согласовали маршрут от Кашгара до узбекистанской границы длиной 454 км и договорились подготовить ТЭО.

Глава управления маркетинга и логистики «Узбекистон темир йуллари» Умидулла Ибрагимов заявлял, что начать работы предполагалось еще в 2023 году. Однако перед участниками встал вопрос привлечения финансирования.

Замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев оценил стоимость проекта в $5 млрд и назвал создание консорциума одним из возможных вариантов финансового решения. В свою очередь, кыргызстанский премьер-министр Акылбек Жапаров называл цифру в $8 млрд.

Акылбек Жапаров в прошлом ноябре заявил, что начало полевых работ ожидается в 2024 году и что республика нашла $500 млн для запуска строительства. Такие же сроки назвал замглавы Национального агентства по инвестициям Кыргызстана Жалын Жээналиев.

Чориев еще раз поднял тему железной дороги через Кыргызстан 2 мая, на сессии Ташкентского международного инвестфорума. Также вопрос затрагивался на совещании у Шавката Мирзиёева по железным дорогам 6 мая.

Ранее Spot писал, что Rhenus Group намерена расширить на 20 га логистический центр в Андижане.