Премьер-министр Кыргызстана Акылбек Жапаров заявил о скором окончании подготовки к строительству по территории страны железной дороги между Китаем и Узбекистаном. Об этом пишет Kaktus Media.

На агропромышленном форуме глава правительства рассказал об инфраструктурных проектах, планируемых к реализации в стране. Среди них он отметил железнодорожную ветку Китай — Кыргызстан — Узбекистан, полевые работы по которой должны начаться в текущем году.

«Около $8 млрд, плюс-минус, будут мобилизованы на строительство китайско-кыргызстанско-узбекистанской железной дороги», — приводит издание слова Жапарова.

Сейчас идет актуализация технико-экономического обоснования проекта. Запуск ветки, по словам чиновника, даст Кыргызстану выход к Срединному коридору между Китаем, странами Центральной Азии и Европы.

Республика наладит транспортную связь с прикаспийскими странами и ЕС, получит выход к морским портам и мировой железнодорожной сети. Это позволит ей избавиться от статуса «тупиковой страны», подчеркнул Жапаров.

Сквозь горы

Подготовка к строительству ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан стартовала в 2022 году. Три страны согласовали маршрут от Кашгара до узбекистанской границы и договорились подготовить ТЭО.

Глава управления маркетинга и логистики «Узбекистон темир йуллари» Умидулла Ибрагимов заявлял, что начало работ ожидалось в 2023 году. Однако перед участниками встал вопрос финансирования.

В сентябре 2023 года министр транспорта и коммуникаций Кыргызстана Тилек Текебаев сообщал, что ветка может быть построена по линии ГЧП. Однако замглавы узбекистанского Минтранса Жасурбек Чориев заявил, что этот вариант не рассматривается.

Чориев оценивал проект в $5 млрд. Он называл в качестве возможных вариантов создание консорциума или привлечение инвесторов.

Акылбек Жапаров в ноябре заявил, что начало полевых работ ожидается в 2024 году и что республика нашла $500 млн для запуска строительства. Такие же сроки назвал замглавы Национального агентства по инвестициям Кыргызстана Жалын Жээналиев.

Ранее Spot сообщал, что для строительства ветки Китай — Кыргызстан — Узбекистан планируется создать проектную компанию.