«Узбектелеком» ответил на претензии виртуального оператора Humans в свой адрес. Недавно стало известно, что Humans попросила Комитет по конкуренции открыть антимонопольное дело в отношении госкомпании и инициировала международное арбитражное разбирательство против Узбекистана, требуя компенсировать ущерб от действия ряда госорганов, включая «Узбектелеком».

В госкомпании отметили, что Humans, «в отличие от других операторов», не инвестировал в создание собственной сети. С 2020 года виртуальный оператор сотовой связи (MVNO) предоставляет услуги мобильной связи на основе договора, используя сеть мобильной связи «Узбектелекома».

Государственный оператор связи прокомментировал «необъективную информацию в ряде СМИ» о якобы оказании давления на Humans с использованием свое доминирующее (монопольное) положение на рынке.

«На самом деле Humans вправе оказывать свои услуги на договорной основе и с другими операторами, такими как Ucell, Beeline, Mobi.uz, помимо АК „Узбектелеком“, обладающего собственной инфраструктурой. Законодательство не требует использования исключительно инфраструктуры „Узбектелеком“», — говорится в заявлении.

В ответ на претензии Humans о «монопольно высокой цене» «Узбектелеком» отметил свою системную работу по снижению стоимости интернет-услуг и повышению их доступности для населения. В результате расширения пропускной способности международных интернет-каналов стоимость 1 Мбит/с интернета для операторов и провайдеров была снижена в 40 раз в период с 2017 по 2024 год.

В «Узбектелекоме» также подчеркнули, что «Humans на протяжении длительного времени систематически нарушал договорные обязательства, не оплачивая значительные суммы задолженности за оказанные услуги».

«Узбектелеком» продолжала предоставлять услуги, чтобы не были нарушены права потребителей — независимо от того, являются ли они клиентами Humans или других операторов, — и чтобы они получали услуги в соответствии с оплаченной суммой", — рассказали в госкомпании.

«В целях взыскания задолженности и минимизации будущих убытков» «Узбектелеком» подал иск к Humans в Экономический суд Ташкента. 8 мая этого года суд вынес решение о взыскании задолженности за оказанные услуги.

Госкомпания предупредила, что «в случае дальнейшего распространения недостоверной информации, вводящей в заблуждение общественность, регулирующие органы и бизнес-партнеров» оставляет за собой право обратиться в суд для защиты своей деловой репутации. «Узбектелеком» подтвердил приверженность принципам прозрачности, добросовестной конкуренции и соблюдения действующего законодательства.

«Компания открыта для конструктивного диалога с любым участником рынка, включая компанию Humans, при условии добросовестного исполнения ими своих обязательств», — подытожили в «Узбектелекоме».

В начале мая Humans попросила Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей открыть антимонопольное дело в отношении «Узбектелекома». Компания считает, что государственный оператор связи установил «монопольно высокую цену» на услуги и создал дискриминационные условия, снизив скорость интернета для Humans из-за наличия задолженности.

Spot обратился с запросом в Комитет по конкуренции и «Узбектелеком». В пресс-службе антимонопольного органа подтвердили получение заявления Humans, которое сейчас рассматривается. Однако ведомство отказалось от дальнейших комментариев до завершения изучения ситуации. В «Узбектелекоме» тогда сообщили о подготовке ответа.

До этого в социальных сетях распространилось письмо «Узбектелекома» от 27 марта 2024 года, подписанное заместителем председателя правления по финансовым вопросам Акрамом Тохтыяровым, с требованием к Humans погасить задолженность в 532 млрд сумов: из них 361,7 млрд сумов — дебиторская задолженность, 170,3 млрд сумов — пеня. Однако Spot не может подтвердить достоверность письма.

Кроме того, Humans инициировала арбитражное разбирательство в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) против Узбекистана. Компания требует компенсировать ущерб от действий государственных органов и компаний — Центрального банка и «Узбектелекома».

Ранее Spot писал, что ЦБ Узбекистана подтвердил начало арбитража по иску Humans из-за ограничения платежной организации Maroqand.