Узбекистан все еще остается в «черных списках» некоторых международных компаний, ранее бойкотировавших хлопок из страны. Об этом в ходе Ташкентского Международного инвестиционного форума рассказал руководитель группы компаний Global Textile Group Музаффар Разаков, передает корреспондент Spot.

По словам эксперта, текстильная отрасль страны «унаследовала плохую репутацию» — из-за использования принудительного труда в ходе хлопкоуборочных кампаний многие международные бренды бойкотировали узбекистанский хлопок. В 2022 году международная коалиция Cotton Campaign отменила бойкот.

«Даже сейчас некоторые международные бренды во время переговоров остаются осторожными, держат дистанцию и задают массу дополнительных вопросов. Это серьезное препятствие. Мировая цепочка поставок уже давно сформирована, и нам нужно понять, как стать ее частью. Это требует стратегического подхода. И самый большой риск здесь — как именно мы туда попадем, как нас туда примут. Преодолеть это можно только путем сертификаций, доказательства качества, стабильности объемов и своевременности поставок. Нам нужно завоевать признание со стороны мировой профессиональной среды, стать частью глобальной текстильной цепочки. Только пошагово доказывая свою надежность, мы сможем преодолеть этот риск», — отметил Разаков.

По мнению эксперта, другим серьезным риском для отрасли является международная нестабильность и конфликты, которые ставят под угрозу устойчивость цепочек поставок.

«Мы страна, не имеющая выхода к морю, более того — у нас двойной лендлок. Логистика очень дорогая. Но на мой взгляд, дело даже не в стоимости, а в рисках. Неважно, насколько мы диверсифицируем экспортные направления. Посмотрите на карту мира — в какую бы сторону мы ни пошли, даже небольшие региональные конфликты или нестабильность могут привести к резкому снижению заказов», — заявил руководитель Global Textile.

По его словам, компания уже сталкивается с такими рисками, поставляя продукцию на Ближний Восток, в Пакистан, Восточную Европу. Даже незначительные напряжения в этих регионах приводят к потере заказов.

«Это реальность, с которой мы живем каждый день, и мы стараемся учиться, как понимать и управлять этими рисками, как диверсифицироваться и двигаться дальше», — говорит Разаков.

Эксперт также упомянул «острую нехватку воды» в Узбекистане. В компании стараются превращать такие вызовы в возможности. В частности, Global Textile инвестирует в современные системы полива. Такие «умные» решения позволяют компании соответствовать актуальным требованиям и одновременно снижать затраты.

Среди возможностей, позволяющих компании оставаться конкурентоспособной на международном рынке, Разаков назвал создание хлопково-текстильных кластеров.

«Мы прошли путь развития до полностью вертикально интегрированной компании: от хлопкового поля до готовой одежды. Это дало нам возможность пользоваться преимуществами масштабирования, что стало одним из наших главных конкурентных преимуществ», — отметил эксперт.

Ранее Spot писал, что в 2024 году продажи узбекистанского текстиля на Wildberries выросли на 61%.