Международная коалиция Cotton Campaign отменяет бойкот для хлопка из Узбекистана, сообщили в пресс-службе Минтруда.

Заявление сделано на брифинге для прессы по итогам встречи с представителями коалиции, посетившими страну с визитом.

Глава Cotton Campaign Беннет Фриман в ходе переговоров отметил, что Узбекистану удалось искоренить принудительный труд в ходе хлопкоуборочных кампаний.

«Не только нашей коалицией, но и представителями гражданского общества и международными организациями признается тот факт, что в период сбора урожая хлопка-сырца принудительный труд не используется и полностью ликвидирован», — подчеркнул он.

Неделей ранее аналогичную оценку дали в Международной организации труда. По данным МОТ, 99% тех, кто участвовал в сборе урожая хлопка в 2021 году, работали добровольно. Факты принудительного труда практически отсутствовали во всех регионах.

Лишь около 1% респондентов подвергались прямому или косвенному принуждению, в том числе 0,47% сообщили об угрозах от сотрудников махалли, имеющих рычаг давления в виде выплаты соцпособий, а 0,12% — от работодателей (зарплата).


В 2019 году США сняли запрет на покупку хлопка из Узбекистана, введённый в 2010 году. Однако тогда речь шла только о госзакупках, бойкот крупными брендами продолжал действовать. Выступившая его инициатором Cotton Campaign сочла снятие запрета преждевременным.

В коалиции заявляли, что бойкот будет в силе, пока в Cotton Campaign «не увидят, что системный принудительный труд на полях Узбекистана прекращен, а структурные реформы не позволят к нему вернуться в будущем».

На 2020 год число брендов, придерживающихся бойкота, превысило 300. Среди них Adidas, Amazon, Burberry, Disney, GAP, Gucci, IKEA, Lacoste, Nike, Puma, Uniqlo, Zara и другие. Компании исключили узбекский хлопок из своих цепочек поставок, в любом продукте, где он задействован.

Бойкот негативно сказывался на экспорте хлопка — в 2010 году, когда участников бойкота было 60, страна поставляла на внешние рынки 2,5 млн кип хлопка, а к 2019 году уже всего 700 тыс. кип.

В 2020 году глава Минтруда обратился к Cotton Campaign, призвав снять бойкот. Вдобавок к внешним ограничениям «разрушительное» воздействие на местную текстильную отрасль оказала пандемия. Среди тезисов министра — последние достижения властей в борьбе с принудительным трудом при сборе хлопка, включая отмену госзаказа на хлопок.

В коалиции ответили, что «что несмотря на очевидный прогресс Узбекистана, опасения вызывают отсутствие перемен в отношении свобод гражданского общества и случаи принудительного труда в 2019 году».

Ранее Spot писал, что корейская POSCO создаст хлопковый кластер в Ферганской области.