Узбекистан стал лидером среди стран СНГ по темпам развития рынка телекоммуникационных услуг. Об этом говорится в аналитическом отчете компаний Nexign и TelecomDaily (копия есть у Spot).
Объем телеком-рынка с 2020 по 2024 годы удвоился и достиг 20,9 трлн сумов. Несмотря на замедление в связи с насыщенностью базовыми сервисами, темпы роста заметно превышают показатели по региону — 18,6% (против 13,6% в Кыргызстане, 11% в Казахстане и 7,8% в России).
По прогнозам, в ближайшие три года узбекистанский рынок связи будет увеличиваться в среднем на 12,7% ежегодно против 4−6% в других странах СНГ.
В текущем году эксперты Nexign и TelecomDaily ожидают роста оказанных телеком-услуг более чем на 15% — до 24 трлн сумов. К концу 2027 года объем рынка приблизится к 30 трлн сумов.
Главными источниками выручки для операторов остаются услуги мобильной связи и интернета. В прошлом году 93% населения пользовались широкополосным интернетом (+4,3% за год). При этом обеспеченность сотовой связью на 100 человек составляет 81,1, что указывает на сохраняющийся запас роста.
Будущими драйверами роста спроса на услуги связи и информатизации станут цифровизация экономики, развитие телеком-инфраструктуры, увеличение числа цифровых сервисов и популяризация IT-услуг.
Стратегия «Узбекистан-2030» предусматривает создание регионального IT-хаба. Планируется обеспечить широкополосным интернетом 100% населения, охватить мобильной связью все автомагистрали и обеспечить покрытие 5G в Ташкенте, Нукусе и областных центрах.
Эксперты выделяют доминирование государственного «Узбектелекома» в сегменте домашнего интернета с долей в 83%. Большинство инфраструктурных проектов осуществляется им с правительственной поддержкой.
На этом фоне рынок мобильной связи отличается высокой конкурентностью — в частности, в запуске сетей 5G. Операторы расширяют портфель услуг за счет стриминговых и финтех-сервисов для сегмента B2C, облачных услуг и аналитики «больших данных» для B2B.
Ранее Spot писал, что Эксимбанк Китая выделит Узбекистану кредит на $500 млн на развитие телекоммуникаций.