На платных дорогах Узбекистана разрешат скорость до 150 км/ч. Об этом заявил главный юридический консультант Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Хасан Умаров в интервью YouTube-каналу Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Главное требование к платным дорогам — возможность передвижения на большой скорости. Также вдоль трасс должна быть создана сервисная инфраструктура: зоны отдыха, парковки и заправочные станции.

Отвечая на вопрос о наличии радаров и других дорожных знаках на платных трассах, Хасан Умаров отметил, что максимально допустимая скорость движения на трассах будет выше, чем на дорогах общего пользования.

«Если на дорогах общего пользования разрешенная скорость составляет 90 км/ч, то на платных дорогах можно будет ездить до 150 км/ч. После вступления в силу закона [об автодорогах] будут внесены небольшие дополнения в правила дорожного движения», — рассказал представитель Комитета по автодорогам.

При превышении установленной скорости будут применяться такие же штрафы, как и на обычных дорогах.

Кроме того, на платных дорогах могут выделить отдельные полосы для легких и грузовых автомобилей. Это позволит повысить безопасность дорожного движения, избегая ситуаций с обгоном грузовиков.

Хасан Умаров отметил, что пробки на дорогах общего пользования возникают в основном из-за перекрестков, тогда как платные трассы обеспечивают непрерывное движение. Пересечения с другими дорогами будут организованы на разных уровнях — за счет строительства путепроводов и мостов. «Это значит, что не будет светофоров и перекрестков», — добавил он.

23 сентября Закпалата Олий Мажлиса приняла в основном и итоговом чтениях проект закона «Об автомобильных дорогах» в новой редакции. Документ вводит новые механизмы и нормы в сфере дорожного хозяйства, а также создает правовую основу для создания в Узбекистане сети платных автодорог.

Платные дороги

Обсуждение вопроса платных дорог идет в Узбекистане с 2018 года, когда немецкую GP Günter Papenburg привлекли к разработке первого проекта трассы с платным движением. Spot публиковал подробную хронику по этой теме.

В феврале 2019 года Комитет по автодорогам (Узавтодор) разработал проект закона «О платных автомобильных дорогах», который определял механизмы формирования стоимости проезда и методы взимания платы. Документ был выставлен на общественное обсуждение, однако так и не был принят.

Зимой 2024 года вновь заговорили о планируемом принятии отдельного закона, регулирующего платные автотрассы. Директор Агентства стратегических реформ Баходир Рахматов отмечал, что документ создаст правовую базу для строительства платных дорог и их эксплуатации, обозначит регулирование оплаты и ее распределения.

На протяжении последних лет обсуждаются два проекта платных дорог по маршрутам Ташкент — Самарканд и Ташкент — Андижан. Стоимость последнего неоднократно пересматривалась: весной 2022 года строительство оценивали в $2,83 млрд, а в 2024 году — в $4,65 млрд. Трасса из столицы до Самарканда оценивалась в $1,4 млрд.

Министерство транспорта в январе этого года объявило тендер на реализацию первой фазы проекта дороги Ташкент — Андижан. В нее входят проектирование, строительство, финансирование и обслуживание участка Ташкент — Ангрен — перевал Камчик. Прием заявок продлевался уже дважды.

В марте президенту сообщили о завершении работ по созданию технико-экономического обоснования для трассы Ташкент — Самарканд. Магистраль протяженностью около 300 км сократит время в пути до трех часов и снизит нагрузку на существующую дорогу.

Ранее Spot писал, что проезд по платным дорогам обойдется дешевле штрафа за радар.