Правительство установит тарифы за проезд по платным дорогам в Узбекистане. Об этом заявил главный юридический консультант Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Хасан Умаров в интервью YouTube-каналу Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Согласно законопроекту, Кабинет министров утвердит методику ценообразования за проезд по платным дорогам, а Министерство транспорта установит максимальные тарифные ставки. Инвестор получит право самостоятельно определять размер платы в этих пределах.
Представитель Комитета по автодорогам уточнил, что правительственная методика предусматривает дифференцированные тарифы — как за полный проезд по трассе, так и за каждый преодоленный километр. Кабмин утвердит документ после вступления в силу новой редакции закона об автодорогах.
«Если вы поедете на расстояние 100−150 км [по обычным дорогам], по пути встретится множество радаров. За каждый случай превышения скорости придется заплатить 200 тыс. сумов (речь идет о превышении скорости до 20 км/ч с учетом скидки в 50% — прим. Spot). А проезд по тем же 200 км по платной дороге, согласно предварительным расчетам, обойдется в 100 тыс. сумов», — отметил Хасан Умаров.
По его словам, платные дороги позволят гражданам быстрее добраться до конечной точки, не думая о превышении скоростного ограничения. В результате уменьшится загруженность на дорогах общего пользования, добавил он.
23 сентября Закпалата Олий Мажлиса приняла в основном и итоговом чтениях проект закона «Об автомобильных дорогах» в новой редакции. Документ вводит новые механизмы и нормы в сфере дорожного хозяйства, а также создает правовую основу для создания в Узбекистане сети платных автодорог.
Платные дороги
Обсуждение вопроса платных дорог идет в Узбекистане с 2018 года, когда немецкую GP Günter Papenburg привлекли к разработке первого проекта трассы с платным движением. Spot публиковал подробную хронику по этой теме.
В феврале 2019 года Комитет по автодорогам (Узавтодор) разработал проект закона «О платных автомобильных дорогах», который определял механизмы формирования стоимости проезда и методы взимания платы. Документ был выставлен на общественное обсуждение, однако так и не был принят.
Зимой 2024 года вновь заговорили о планируемом принятии отдельного закона, регулирующего платные автотрассы. Директор Агентства стратегических реформ Баходир Рахматов отмечал, что документ создаст правовую базу для строительства платных дорог и их эксплуатации, обозначит регулирование оплаты и ее распределения.
На протяжении последних лет обсуждаются два проекта платных дорог по маршрутам Ташкент — Самарканд и Ташкент — Андижан. Стоимость последнего неоднократно пересматривалась: весной 2022 года строительство оценивали в $2,83 млрд, а в 2024 году — в $4,65 млрд. Трасса из столицы до Самарканда оценивалась в $1,4 млрд.
Министерство транспорта в январе этого года объявило тендер на реализацию первой фазы проекта дороги Ташкент — Андижан. В нее входят проектирование, строительство, финансирование и обслуживание участка Ташкент — Ангрен — перевал Камчик. Прием заявок продлевался уже дважды.
В марте президенту сообщили о завершении работ по созданию технико-экономического обоснования для трассы Ташкент — Самарканд. Магистраль протяженностью около 300 км сократит время в пути до трех часов и снизит нагрузку на существующую дорогу.
Ранее Spot писал, что на улице Шота Руставели в Ташкенте запустили движение скоростных автобусов BRT.