Кабинет министров 24 октября утвердил новый порядок привлечения банковских кредитов и внешних займов системно значимыми предприятиями. Документ опубликован на Lex.uz.

Положение распространяется на всех крупных заемщиков в Узбекистане, независимо от формы собственности. Речь идет о юрлицах или группах взаимосвязанных юрлиц с объемом финансовых обязательств свыше $50 млн, за исключением банков.

Требования не будут распространяться на частные компании без долгов перед банками, которые привлекают внешние заимствования без государственных гарантий.

Координировать привлечение займов крупными заемщиками будет комиссия из 9 членов во главе с министром экономики и финансов Джамшидом Кучкаровым. Ей же поручено вести список крупных заемщиков и ежегодно обновлять его.

Получение займов

С 1 января 2026 года крупные заемщики в зависимости от финансового состояния будут оцениваться по 100-балльной шкале и делиться на три категории риска — низкую, среднюю и высокую. При расчете категорий будут использоваться такие критерии, как:

  • степень текущей ликвидности и степень быстрой ликвидности;
  • соотношение обязательств к капиталу и к активам, а также к операционной прибыли (EBITDA);
  • маржинальность чистой и операционной прибыли;
  • рентабельность оборотных средств, активов и капитала;
  • соотношение общего внешнего долга и валютного внешнего долга к суммарным обязательствам.

В зависимости от категории риска, крупные заемщики смогут получать новые займы с уведомлением Координационной комиссии или с получением от нее разрешения.

Предприятиям из «низкой» категории разрешается привлекать кредиты на любую сумму по уведомлению. Однако для других категорий действуют ограничения на сумму займа:

  • «средняя» — до 5% текущих обязательств или $20 млн;
  • «высокая» — до 1% текущих обязательств или $5 млн.

Разрешения

Если сумма нового займа превышает порог, заемщик со «средней» или «высокой» категорией риска должен будет получить разрешение. Для этого потребуется подать заявление и приложить к нему концепцию финансируемого проекта, копию аудиторского заключения за последний отчетный год и решение управляющего органа о привлечении займа.

Заявление будет рассмотрено рабочим органом (Минэкономфином или Центральным банком) и передано в Координационную комиссию в течение 10 рабочих дней. В одобрении займа будет отказано:

  • если заемщик подал неполный пакет документов;
  • если у заемщика есть просроченная задолженность по банковским кредитам или перед госбюджетом в предыдущие 12 месяцев;
  • при отрицательном или нарушающем требования законодательства аудиторском заключении.

В заседании Координационной комиссии должны участвовать минимум 6 из 9 членов. Решения принимаются участниками единогласно.

Если комиссия откажет в привлечении займа, заемщик после устранения недостатков может повторно обратиться за разрешением в течение 5 рабочих дней. Также комиссия может разрешить получение кредита, если проект:

  • имеет социально-экономическое и стратегическое значение;
  • демонстрирует результативность и самоокупаемость;
  • имеет технико-экономическое обоснование;
  • приведет к развитию производства и социальной инфраструктуры.

Мониторинг

Координационная комиссия также будет отслеживать деятельность и состояние крупных заемщиков. Компании должны ежеквартально представлять в рабочий орган сведения о результативности работ, реализации планов и выполнении финансовых обязательств.

После включения в список крупных заемщиков компания в форме общества с ограниченной ответственностью в течение 3 месяцев должна преобразоваться в акционерное общество.

Если финансовое состояние заемщика ухудшится, комиссия предоставит рекомендации по оздоровлению. В частности, она может предложить получение нового кредита на более выгодных условиях для рефинансирования задолженности, а также реструктуризацию займа, продление срока, снижение ставки или изменение типа валюты.

Помимо этого, комиссия может рекомендовать:

  • изменения в менеджменте или назначение внешнего управляющего;
  • ликвидацию неэффективных активов или проектов;
  • конвертацию долга в акции для сокращения обязательств;
  • докапитализацию за счет выпуска новых акций и привлечения инвесторов;
  • оптимизацию производственных расходов;
  • продажу или аренду неиспользуемых активов;
  • привлечение государственной поддержки;
  • ограничение привлечения новых займов и участия в госпрограммах или инвестпроектах.

Ранее Spot писал, что внешний долг Узбекистана вырос на $8 млрд за полгода и превысил $72 млрд.