Шавкат Мирзиёев поручил принять меры для повышения эффективности государственных предприятий и снижения себестоимости их продукции. Распоряжение президента опубликовано на Lex.uz.

В компаниях с долей государства более 50% будет внедрен ежеквартальный пересмотр бюджета с нуля (zero-based budgeting). Ставится задача организовать регулярный анализ расходов (spending review) для их перераспределения в зависимости от приоритетов.

Организационные структуры и число кадров в госкомпаниях оптимизируют, чтобы устранить дублирующие и неэффективные должности. Поручено внести предложения о сокращении до 10% менеджмента.

Подготовкой предложений займется Агентство по управлению госактивами совместно с республиканской координационной комиссией. Ее возглавят первый замглавы Счетной палаты Мехриддин Абдуллаев и министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров.

Кроме них, в состав комиссии войдут:

  • министр энергетики Жахонгир Мирзамахмудов;
  • министр горной промышленности и геологии Бобир Исламов;
  • министр транспорта Ильхом Махкамов;
  • замминистра экономики и финансов Хуршид Мустафаев;
  • директор Госактива Акмалхон Ортиков;
  • замглавы Комитета по конкуренции Улугбек Давлатов;
  • заведующий сектором Счетной палаты Ф. Хамраев.

На предприятиях планируется внедрять технологии бережливого производства, чтобы сократить затраты труда и ресурсов. Процессы производства и управления будут автоматизированы при помощи цифровых технологий, включая искусственный интеллект.

Госкомпании должны будут внедрить цифровые системы для отслеживания производственных процессов, автоматизации бухгалтерского учета (ERP), электронных закупок (e-procurement), электронного документооборота (DMS), управления кадрами и зарплатами, работы с клиентами (CRM), а также бизнес-аналитики (BI).

На аутсорсинг специализированным организациям поручено передать 20 вспомогательных (непрофильных) функций и служб госкомпаний.

Перечень включает:

  1. уборку (клининг);
  2. охранные услуги;
  3. организацию питания сотрудников (кейтеринг);
  4. автотранспортные услуги;
  5. услуги технической и инженерной поддержки (сантехника, обслуживание электросетей и т. д.);
  6. обслуживание производственной техники;
  7. обслуживание IT-инфраструктуры;
  8. разработку и техподдержку программного обеспечения;
  9. бухгалтерский учет, ведение финансовой отчетности;
  10. юридические консультации;
  11. подбор и наем персонала (рекрутинг);
  12. учет зарплат, ведение кадровых дел;
  13. маркетинг, рекламные услуги и связи с общественностью;
  14. колл-центры и клиентские информационные службы;
  15. почтово-курьерские услуги, доставку документов;
  16. полиграфические и типографские услуги (печать);
  17. организацию конференций, семинаров и других мероприятий;
  18. управление автопарком, автосервис;
  19. лабораторные испытания и сертификацию;
  20. внутренний аудит и консалтинг.

Ранее Spot писал, что президент поручил «Узбекистон темир йуллари» снизить тарифы и себестоимость на 20%.