Высокоскоростная железная дорога сократит время в пути из Ташкента в Самарканд до 1,5 часа. Об этом говорится в презентации Министерства транспорта (есть в распоряжении Spot), предоставленной 19 ноября в ходе третьего круглого стола по государственно-частному партнерству.

Заместитель министра транспорта Жасурбек Чориев в своем выступлении отметил, что технико-экономическое обоснование проекта было разработано при помощи Эксимбанка Кореи, который выделил грант. Недавно приобретенные 6 поездов Hyundai Rotem начнут поступать в конце этого года, а в начале следующего приступят к работе.

«Транзитная способность существующих железных дорог Узбекистана ограничена, так как, [помимо пассажироперевозок], существуют грузоперевозки, которые проходят через страну. Одновременное использование одной линии для пассажирских и грузовых перевозок представляется невозможным, так как мы не можем улучшать ее дальше. Конечно, мы оптимизируем операционные вопросы, но при этом важно построить специальную высокоскоростную железнодорожную линию», — заявил Чориев.

По его словам, высокоскоростная железная дорога соединит новый международный аэропорт Ташкента и дойдет до «сердца Самарканда».

24 октября южнокорейская Saman Engineering представила 3 варианта высокоскоростной ж/д Ташкент — Самарканд на основе предложений Министерства транспорта, «Узбекистон темир йуллари» и других ведомств.

В первом варианте протяженность ж/д составит 282 км, время в пути — 1 час 26 минут, а средняя скорость — 185,7 км/ч. Всего предполагается построить 74 моста и 3 туннеля общей длиной 8,9 км.

Второй вариант имеет протяженность магистрали в 291,7 км. При этом средняя скорость снизится до 179,4 км/ч, а время в пути увеличится до 1 часа 33 минут. В рамках проекта будут построены 82 моста и 1 туннель длиной 16 км.

У третьего варианта протяженность высокоскоростной ж/д превышает 302 км. При средней скорости в 166,9 км/ч путь от Ташкента до Самарканда займет 1 час 45 минут. Маршрут включает 105 мостов и 2 туннеля общей длиной 9,6 км.

жасурбек чориев, железные дороги, самарканд, ташкент

О проекте

Впервые о планах построить отдельную ветку для высокоскоростного движения рассказал Spot первый замглавы «Узбекистон темир йуллари» Хикматулла Рахметов в ноябре 2023 года. По его словам, нынешней инфраструктуры недостаточно для растущего объема пассажирских и грузовых перевозок.

В сентябре 2024 года Шавкат Мирзиёев анонсировал строительство скоростных железнодорожных магистралей на заседании управляющих Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в Самарканде. Они пройдут по маршрутам Ташкент — Самарканд и Самарканд — Навои — Бухара. К строительству может быть привлечена турецкая группа Rönesans Holding.

В феврале Минтранс договорился с консорциумом компаний из Южной Кореи о старте разработки ТЭО проекта строительства высокоскоростной железной дороги Ташкент — Самарканд. Корейский Эксимбанк выделит на это грант.

К проекту, включая финансирование, железной дороги проявляют интерес Экспортно-импортный банк Китая и Европейский инвестиционный банк.

В июле министр транспорта Илхом Махкамов рассказал о ходе проекта строительства высокоскоростной железной дороги Ташкент — Самарканд.

«Мы завершаем разработку технико-экономического обоснования проекта железной дороги Ташкент — Самарканд. До конца года работа над ТЭО будет полностью завершена. С января 2026 года начнется подготовка документов к тендеру», — поделился глава Минтранса.

В 2026 году начнется строительство высокоскоростной железной дороги Ташкент — Самарканд, говорится в финансовой стратегии Минэкономфина на следующую трехлетку.

Ранее Spot писал, что в Ташкентской области построят железную дорогу длиной 112 км от Нурафшана до Янгиера.