Совместная проектная компания железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» заключила соглашение о финансировании с синдикатом китайских банков. Об этом сообщает пресс-служба правительства Кыргызстана.

Церемония подписания состоялась 16 декабря в Бишкеке. По условиям соглашения, Государственный банк развития Китая и Эксимбанк КНР выделят на проект кредит в размере $2,3 млрд — половины от его оценочной стоимости.

Деньги предоставляются на срок в 35 лет. Погашать кредит будет совместная проектная компания.

Остальная часть инвестиций будут предоставлена странами-участницами в виде вложений в уставный капитал совместной проектной компании. Доля Китая составит 51%, Узбекистана и Кыргызстана — по 24,5%.

Участвовавший в церемонии вице-премьер — министр водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызстана Бакыт Торобаев отметил, что условия инвестиционного соглашения требовали завершить полное финансовое обеспечение проекта до 20 декабря этого года. Требование удалось выполнить досрочно.

«Это достижение <...> ясно демонстрирует готовность Совместной проектной компании, созданной тремя странами, к реализации проектов международного уровня», — добавил Торобаев.

Генеральный директор совместной проектной компании Чжоу Син отметил, что компания сосредоточится не только на эффективном использовании привлеченных денег, но и на своевременном исполнении обязательств.

Общая протяженность железной дороги на территории Кыргызстана составит 304 км. Из них около 40% придется на 50 мостов и 29 тоннелей суммарной длиной 120 км, предусмотренных в рамках проекта.

Летом 2024 года директор «Кыргыз темир жолу» Азамат Сакиев раскрыл предварительную оценку стоимости проекта — $4,7 млрд. Половину суммы профинансируют страны-участницы в соответствии с долями в проекте, еще $2,35 млрд выделит Пекин в виде некоммерческого кредита.

Горная тропа

В сентябре 2022 года Узбекистан, Кыргызстан и Китай согласовали маршрут железнодорожной ветки длиной 454 км. Решение финансового аспекта задачи стало одним из главных предметов последующих обсуждений в следующие полтора года.

Итоговое соглашение о строительстве железнодорожной ветки было подписано в июне 2024 года. Доля Узбекистана и Кыргызстана в совместной проектной компании составит по 24,5%, оставшийся 51% будет принадлежать Китаю.

В прошлом июле Шавкат Мирзиёев утвердил предоставление «Узбекистон темир йуллари» $255 млн на реализацию проекта. Первые $14 млн были выделены до конца года.

Церемония начала работ по строительству магистрали прошла в декабре 2024 года. Четыре месяца спустя в Джалал-Абадской области Кыргызстана стартовало сооружение «ключевых объектов» будущей ветки — трех тоннелей общей длиной почти 38 км.

Железная дорога пройдет по маршруту Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан. Ежегодные расчетные объемы грузоперевозок по магистрали составят 15 млн тонн. В перспективе планируется организовать на ветке регулярные пассажирские перевозки, а также соединить ее с Трансафганским коридором.

Ранее Spot писал, что Узбекистан и Россия введут гибкие тарифы и скидки на пассажирские перевозки по железным дорогам.