На портале обсуждения нормативно-правовых актов 22 ноября был опубликован Проект инвестиционного кодекса. Принятие кодекса станет важным шагом для улучшений условий бизнеса в Узбекистане. Сегодня инвестиционные отношения регулируются разными отраслями, что значительно осложняет процесс инвестирования и негативно влияет на экономику страны.

Законопроект значительно облегчит процесс инвестирования, позволит определить четкие гарантии безопасности вложений и повысит привлекательность Узбекистана в глазах инвесторов, станет основой для улучшения условий налогообложения, кредитования, предоставления льгот и преференций инвесторам.

Spot внимательно рассмотрел обсуждаемый проект Инвестиционного кодекса и собрал список важных пунктов:

Гарантии и защита

  • Инвестор будет сам определять как и сколько инвестировать (статья 8, 10).
  • Инвестиции могут осуществляться в любой форме, не противоречащих законодательству (статья 17).
  • Чистый доход с инвестиций может быть реинвестирован и использован на усмотрение инвестора (статья 28).
  • Инвестиции и активы не подлежат национализации и реквизиции и могут быть застрахованы (статья 29).
  • Государственные и административные органы, включая посольства и консульства безвозмездно информируют и консультируют инвесторов по всем вопросам, которые могут повлиять на их инвестиции (статья 38).
  • Правительство предоставляет гарантии в рамках предельного размера внешнего долга государства (статья 45).
  • Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан (статья 187).
  • Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Узбекистан, привлекающих иностранные инвестиции, за исключением случаев, когда эти обязательства гарантированы государством в установленном законом порядке (статья 186).
  • Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования (статья 195)
  • Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов (статья 196)
  • Предприятия с иностранными инвестициями имеют право:
    открывать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Узбекистана, а также за ее пределами;
    получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.
    Ограничить или принудительно снять со счетов предприятий с иностранными инвестициями со стороны государственных органов возможно исключительно в порядке, установленном законодательством.
  • Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей (статья 200).

Льготы и преференции

  • Льготы и преференции при господдержке инвестиций будут зависеть от объема инвестиций, условий, сферы и отрасли реализации инвестпроекта. Система льгот устанавливается Кабмином. В виде льготы и преференции могут предложить: имущество или гособъекты на льготной или безвозмездной основе, льготы на выплату налогов или других обязательных платежей, возместить затраты за проведение коммуникаций, кредит по льготной ставке, субсидии по кредиту и другие (статья 49).
  • Инвестиционная ссуда (кредит) — поддержка со стороны правительства, которая может быть выделена инвестору со стороны правительства, размер ссуды определяет Кабмин (статья 50).
  • Инвестиционный налоговый кредит — правительство может отложить срок выплаты налога на период от года до пяти лет, впоследствии инвестор гасит кредит выплачивая проценты с прибыли. Ставка должна составлять не менее половины и не больше три четвертых ставки рефинансирования Центробанка (статья 51). Для участников свободной экономической зоны действуют другие положения.
  • Правительство может предоставить инвестиционную субсидию на безвозмездной и безвозвратной основе инвестору, на реализацию инвестиционного проекта по приоритетным направлениям социально-экономического развития (статья 52).
  • Виза инвестора предоставляет право постоянного проживания, возможность получения гражданства Республики Узбекистан в сокращенные сроки, установление национального режима для всех видов, типов и форм гражданско-правовых и иных правоотношений.
    Право на получение визы инвестора имеют иностранные инвесторы, инвестировавшие в экономику Узбекистана более 300 тыс долларов США, а в случае инвестирования в специальных экономических зонах — более 150 тыс. долларов США.
    Виза инвестора дает право иностранному инвестору и его семье права на обучение и трудоустройство на территории Узбекистана. Виза инвестора выдается Министерством иностранных дел Республики Узбекистан по согласованию с Госкомиинвестиций. Порядок выдачи и образец визы инвестора утверждается решением Кабинета Министров Республики Узбекистан (статья 192).

Понятия

  • Инвестиции по объекту назначения подразделяются на:
    • капитальные (строительство, модернизация и техническое оснащение или создание нового инвестиционного фонда),
    • инновационные (разработка и освоение новых производственных технологии, методов и услуг)
    • социальные (развитие человеческого потенциала и нематериальные блага).
  • Инвестиционные ресурсы это: денежные средства, кредиты, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество и права на них; объекты интеллектуальной собственности права владения и пользования землей и другими природными ресурсами, иные ценности в соответствии с законодательством (статья 18).
  • Иностранные инвесторы — физические лица, должностные лица иностранных инвесторов — юридических лиц имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период существования их долей (вкладов, акций) в предприятиях с иностранными инвестициями с получением соответствующей визы инвестора или многоразовых виз (статья 188)
  • Инвестиционный договор — письменное соглашение между правительством и инвестором. Договор определяет обязательства, гарантии, льготы и преференции и меры защиты инвестиционной деятельности.
  • Свободная экономическая зона — специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного и национального капитала и социально-экономического развития такой территории (статья 66)
  • Инвестиционная программа — это ежегодно утверждаемая решением Президента или Кабинета Министров программа, которая определяет приоритетные сферы инвестирования, на ее основе формируется дальнейшая инвестиционная политика. Проектам и участникам Инвестиционной программы предоставляются налоговые и иные льготы и преференции, после экспертизы, порядок которой устанавливает Кабмин (статья 40, 42, 43).
  • Инвестиционным фондом является юридическое лицо, акционерное общество, которое осуществляет выпуск акций с целью привлечь денежные средства инвесторов и их вложения в инвестиционные активы (статья 92)
  • Инвестиционный фонд является коммерческой организацией, создается путем учреждения нового юридического лица либо реорганизации другого инвестиционного фонда. Госрегистрация инвестиционного фонда осуществляется Министерством юстиции. Не менее %75 процентов уставного капитала инвестиционного фонда должно быть оплачено в денежной форме (статья 100).
  • Иностранными инвестициями признаются вложенные (вкладываемые) иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Узбекистан с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
  • Иностранным инвестором признаются:
    • иностранное юридическое лицо,
    • иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом
    • иностранный гражданин
    • лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Узбекистана
    • международная организация
    • иностранные государства
    • административные или территориальные органы иностранных государств (статья 182).
  • Паевой фонд не является юридическим лицом, обозначается как совокупность денежных средств группы инвесторов, переданы для осуществления инвестиционной деятельности (статья 93). Управляет паевым фондом доверительный управляющий. Доходы, полученные по инвестиционным активам, распределяются один раз в год среди владельцев инвестиционных паев паевого фонда либо реинвестируются по согласию всех владельцев инвестиционных паев. Выплата доходов владельцам инвестиционных паев паевого фонда осуществляется доверительным управляющим.
  • Договор концессии может быть заключен в отношении нескольких объектов. Заключение такого договора допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 126).
  • Право заключить договор концессии предоставляется на основе конкурса открытого или закрытого. Для проведения конкурса создается комиссия в количестве не менее 5 человек. Решение конкурсной комиссии принимается на основании большинства проголосовавших членов комиссии.
  • Договор концессии может быть заключен без проведения конкурса по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан (глава 30).
  • Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок права на поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этих работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск (статья 155) .

Предлагаемый законопроект состоит из 219 статей, все они доступны для комментирования и обсуждения на сайте до 7 декабря 2017 года.