Министерство инновационного развития подготовило проект стратегии инновационного развития Узбекистана на среднесрочную перспективу — до 2021 года. Документ опубликован на портале обсуждения нормативно-правовых актов.

В документе говорится, что важным условием ускоренного и устойчивого развития страны является внедрение современных инновационных технологий с широким применением достижений науки и техники во всех сферах экономики страны.

Проблемы

По показателям инновационного развития в 2015 году Узбекистан занял 122 место, в 2016 и 2017 годах и вовсе не был включен в рейтинг, так как отсутствуют многие показатели. Все это указывает на то, что в стране имеются системные проблемы инновационного развития, в частности:

  • низкий уровень взаимосвязей инновационного развития между отраслями и секторами экономики и научными учреждениями;
  • отсутствие необходимого уровня координации процессов инновационного развития со стороны министерств и ведомств, а также органов государственной власти на местах;
  • отсутствие среднесрочных и долгосрочных целей и программ инновационного развития страны на срок 3 — 10 лет.

В связи с этим ведомство подготовило проект стратегии, целью которой указан последовательный рост благосостояния населения посредством формирования инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, повышения качества человеческого капитала и научного потенциала страны.

Основные цели и задачи

Достичь роста планируется за счет выполнения основных задач:

  • повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров исходя из потребностей экономики;
  • укрепление научного потенциала и эффективности научных исследований и разработок, создание действенных механизмов интеграции науки, образования и бизнеса;
  • увеличение государственного и частного финансирования инноваций, внедрение современных форм финансирования инноваций;
  • повышение эффективности правительства, внедрение современных методов и инструментов государственного управления;
  • обеспечение защиты прав собственности, создание конкурентных рынков и равных условий ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства;
  • создание устойчиво функционирующей инфраструктуры, увеличение доли энергии из возобновляемых источников, обеспечение общего и недорогого доступа к высокоскоростному интернету.

Сообщается, что системный анализ позволил выявить ключевые проблемы и определить приоритетные направления для их преодоления:

Образование

Тут предлагается обеспечить участие Узбекистана в международных сравнительных исследованиях по оценке качества образования, внедрить технологии в процесс образования (онлайн-модули и дистанционное обучение), внедрить национальную систему оценки качества образования, создать полиязычные школы, где обучение ведется сразу на нескольких языках и многое другое.

Наука и разработки

Здесь предусмотрены организация подготовки кадров высшей квалификации (PhD и докторов наук) по прорывным и актуальным направлениям на базе ведущих зарубежных научных центров и университетов, разработка и реализация целевой программы поддержки научных школ и лабораторий, осуществляющих фундаментальные исследования на мировом уровне; организация бизнес-инкубаторов и бизнес-акселлераторов при вузах и многое другое.

Финансирование инноваций

Решить имеющиеся тут проблемы предлагается за счет создания венчурных фондов, инновационных банков, выделения квот в кредитных линиях специально для развития инноваций, расширить финансирование на основе ГЧП и многое другое.

Помимо этого проектом предусмотрена институциональная реформа, которая предлагает сформировать системный подход к организации органов государственного управления, оптимизировать внутреннюю иерархию системы исполнительной власти и многое другое.

Ожидаемые результаты

Учитывая значимость человеческого потенциала в условиях глобальной инновационной конкуренции главной целью стратегии указано развитие человеческого капитала, как основы инновационного развития, основного фактора, определяющего уровень международной конкурентоспособности страны. А также один из основных целей данного проекта способствовать страну быть в списке топ 50 стран мира в Глобальном индексе инноваций до 2030 года.

Подробнее ознакомиться с документом, внести свои предложения, комментарии и замечания можно до 27 июля. Планируемый срок вступления в силу — 1 августа.