В конце декабря 2017 года население Узбекистана впервые получило возможность купить акции компаний на IPO и SPO. Тогда стало известно, что в качестве пилота будут размещены акции компаний «Кварц», «Шахрисабз вино-арок» и «Кукон механика заводи».

В апреле прошло первое в истории страны IPO, где предлагались акции «Кварца». Было продано 54% от общего объема выпущенных акций на сумму более 7,5 млрд сумов.

В августе стало известно, что в 2018—2019 годах будет проведено еще несколько IPO и SPO. В первую очередь, продаваться будут акции крупных государственных компаний в сфере строительства и финансов. На первое SPO выйдет АО «Кукон механика заводи» — на продажу выставят 10% уставного капитала компании.

В середине августа конкурс на создание временного объединения андеррайтеров для совместной работы над SPO выиграла Freedom Finance. Специально для Spot в компании объяснили, что такое SPO и зачем оно проводится.

01

Что такое SPO?

IPO (Initial Public Offering) — это первое публичное предложение, когда компания только выходит на фондовый рынок и делает первое публичное размещение акций на бирже, где их может купить широкий круг инвесторов. SPO (Secondary Public Offering) — это вторичное публичное предложение акций на фондовом рынке. SPO отличается от IPO тем, что при IPO привлекаются средства, которые далее направляются на развитие бизнеса: модернизация оборудования, расширение ассортиментного ряда и так далее. SPO же проводится, когда основной акционер (в большинстве случаев это государство) продает свою долю акций частично или полностью другим инвесторам. В нашей стране достаточно часто встречается ошибка, когда повторное размещение акций компании называют SPO. Причина в неправильном понимании значения английского слова secondary. Имеется в виду не «повторное» размещение, а «вторичное». Иначе говоря, когда акции выпускаются акционерным обществом, происходит первичное размещение, а когда они уже обращаются на рынке — это вторичный рынок акций.

02

Как проводится SPO?

Перед тем, как провести SPO, органами управления акционерного общества принимается решение о продаже определённой доли акций посредством SPO. Существует определенная процедура принятие решения о том, кто будет консультантом компании, кто будет андеррайтером — той компанией, которая осуществляет всю работу: проводит дью-дилидженс, оценивает финансовое состояние компании и предлагает ценовой диапазон. Предложенная цена акции на продажу как правило предусматривает дисконт к внутренней стоимости акции для того, чтобы при покупке их физическими лицами был потенциал роста стоимости ценных бумаг на вторичном рынке.

03

Зачем вообще это нужно?

Классический пример проведение SPO — это когда государство продает долю или полностью госпакет в компании. Фондовый рынок на самом деле самый прозрачный и самый легальный инструмент для продажи части бизнеса. Пример — сложно найти одного человека, который готов купить 100% доли, но есть тысячи людей, каждый из которых готов инвестировать по $100 долларов — и госпакет продается миноритарным акционерам, что в дальнейшем обеспечивает ликвидность данной ценной бумаги на фондовом рынке.

04

Как принять участие в SPO?

Любому инвестору, будь то институциональный инвестор или обычное физическое лицо, необходим брокер. Инвестор заключает брокерский договор, подает заявку на участие в SPO, пополняет брокерский счет на сумму, указанной в заявке с учетом комиссии брокера и тем самым подтверждает оплатой поданную заявку, далее ждет зачисления ценных бумаг на свой брокерский счет. Дата закрытия книги заявок заранее известна инвесторам. Открытие брокерского счета занимает 5 — максимум 10 минут, пополнение брокерского счета — минуты две. Время зависит от того, как ловко вы управляете своим гаджетом. Когда вам открыли брокерский счет и появились ваши реквизиты, вы, не выходя от брокера, при помощи любой платежной системы переводите с пластиковой карточки деньги на пополнение брокерского счета. Процедура занимает минуты две, максимум — пять.

05

На что обратить внимание при SPO?

Становясь акционером той или иной компании, частный инвестор должен понимать, чем занимается эта компания и какую выгоду принесет инвестирование в эти ценные бумаги. Принимая инвестиционное решение об участии в сделке SPO, инвестор уже понимает и знает род деятельности компании и фундаментальный потенциал ее развития. Надо обратить внимание на два аспекта: рост и рентабельность. Если цифры говорят о том, что компания наращивает рост выручки, значит, у нее стабильные обороты. Рост — это отлично. Второй критерий — чистая прибыль, чистая рентабельность. Исходя из этого и надо принимать решение.

06

Все это сложно. Я просто хочу купить акции. Что мне сделать?

Тогда лучше обратиться к консультанту, правда, за посреднические услуги придется заплатить отдельно. Тот дает клиенту всю необходимую информацию для принятия решения. Клиент, который не разбирается в фондовом рынке вообще, из первых уст получает общую обзорную информацию по заводу, историческим и финансовым показателям и динамике за девять месяцев текущего года. Посредник предоставляет всю эту информацию, инвестору остается лишь вложить средства, чтобы получить альтернативный финансовый инструмент для сбережения и приумножения своего капитала.