Опубликован Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».

Согласно этому документу, с 1 января 2019 года отменяются страховые взносы во внебюджетный пенсионный фонд в размере 8% и обязательные отчисления в государственные целевые фонды в размере 3,2%. Ожидается, что в результате у компаний останутся дополнительные 5 трлн сумов.

Вводится единая ставка налога на доходы физических лиц в 12% — это обеспечит рост зарплаты в среднем на 6,5%. Также снижается налог на прибыль с 14% до 12%, налог на имущество — с 5% до 2%, единый социальный платеж — с 15% до 12%

«Если сейчас для исчисления стажа работы и заработка включались доходы, на которые были начислены страховые взносы граждан, то с 1 января 2019 года будут включаться все доходы в виде оплаты труда. Что касается исчисления стажа работы и заработка для отдельных физических лиц, чье рабочее время не поддается учету, таких как ИП, члены дехканских хозяйств, то для них взамен уплаты страховых взносов граждан вводится уплата единого социального платежа», — отметила для передачи «Ахборот» телеканала «Узбекистан 24» заместитель начальника отдела Министерства финансов Александра Хван.

Наряду с этим внедряется механизм среднесрочного бюджетного планирования путем утверждения государственного бюджета на прогнозный год и бюджетных ориентиров на следующие два года.

Одновременно вводится и программная классификация расходов, представляющая собой группировку расходов, отражающую направление средств на выполнение государственных, отраслевых и территориальных программ развития.

Что касается финансовых потоков бюджетов бюджетной системы, то они будут консолидированы, что, кстати, полностью соответствует рекомендациям Международного валютного фонда.

Также вводится в повседневный финансовый обиход понятие «фискальные риски» — это даст в последующем возможность реально оценить потери финансовых ресурсов при формировании и расходовании бюджетных средств.

«По налогу на прибыль предусматривается установление закрытого перечня невычитаемых расходов. Это предотвратит разночтения и неясности налогового законодательства между предпринимателями и органами налоговой службы. Кроме того, продукция сельского хозяйства, собственного производства и продовольственные товары, производимые в стране, для данной продукции предусматривается льгота по НДС», — отмечает главный государственный налоговый инспектор управления Государственного налогового комитета Тимур Исмаилов.

Пересматриваются сроки, основания и виды налоговых проверок, а также вводятся новые формы дистанционного налогового контроля — это хронометражное обследование и тематическое экспресс-изучение.

Вводится стимулирование для эффективного использования объектов различного назначения. Так, к примеру, приостанавливается действие льгот и преференций по налогам, предоставленных законодательством для юридических лиц-собственников неиспользуемых объектов на основании заключения межведомственной комиссии.

Помимо этого, по объектам незавершенного строительства в нормативный срок пустующим зданиям, сооружениям нежилого назначения, неиспользуемым производственным площадям налог на имущество юрлиц и земельный налог уплачиваются по повышенным ставкам на основании заключения по неэффективному их использованию.

Изменения коснулись и НДС — введены упрощенный порядок расчета и уплаты. Эта мера направлена на недопущение роста цен, особенно на потребительские товары.

«Предусматривается введение до 1 января 2021 года упрощенного порядка исчисления НДС. Это право предоставляется предприятиям с годовым оборотом до 3 млрд сумов. Они будут исчислять НДС исходя из стоимости реализованных товаров по дифференцированным ставкам без применения механизма зачета НДС. При этом для данной категории плательщиков сохраняются все льготы НДС», — отметила Александра Хван.

Кроме того, отменяется обязанность ИП уплачивать фиксированный налог за каждого нанятого работника.

Устанавливается порядок, в соответствии с которым проекты госбюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также отчеты об исполнении подлежат обязательному публичному обсуждению до их направления в законодательную палату.