В 2017—2018 годах компания BCG провела серию интервью об инвестиционном климате Узбекистана с иностранными и местными инвесторами, представителями международных организаций, государственных предприятий и государственных агентств страны. Об этом говорится в отчете компании «Узбекистан: окно возможностей» (есть у Spot).

Респонденты представляли обширный спектр отраслей, включая агропромышленный комплекс, строительство, нефтегазовый сектор, финансы, технологии и IT, фармацевтическую отрасль, розничную торговлю, химическую промышленность, пищевую промышленность, текстильную отрасль и банковский сектор.

По результатам опроса были выявлены основные барьеры, устранение которых призвано существенно улучшить условия для бизнеса.

Почти половина опрошенных инвесторов относит таможенное регулирование и барьеры для международной торговли к ключевым проблемам Узбекистана.

Интервьюируемые инвесторы негативно отзываются о таможенном законодательстве Узбекистана, что подтверждает и его низкая позиция (165-е место) в разделе «международная торговля» в рейтинге Doing Business 2019.

Правительство осознает эти проблемы, что недавно подчеркнул в одном из своих выступлений президент Узбекистана: «Бюрократия, волокита и недостаточная прозрачность работы таможенных органов, необоснованные задержки с внедрением современных форм таможенных процедур снижают инвестиционную привлекательность страны».

Таможенный кодекс временами применяется некорректно, ухудшая отношение инвесторов к Узбекистану — они считают таможню медленной, дорогой и непрозрачной. Торговым компаниям тяжело ориентироваться в сложном корпусе законодательства, отсутствие гармонизации норм приводит к проблемам с их соблюдением.

Всё это указывает на необходимость оптимизации как самого таможенного кодекса, так и правоприменительной практики. Ожидается, что пересмотр ключевого законодательства и нормативных актов станет одним из результатов таможенной реформы, готовящейся при поддержке Всемирной таможенной организации.

Уже с 1 января 2019 года были существенно сокращены таможенные платежи. Узбекистан взял курс на выстраивание одной из самых либеральных таможенных политик в мире.

Среди проблем таможенного законодательства инвесторы чаще всего упоминают следующие:

  • избыточная и неэффективная система сертификации;
  • неэффективная таможенная оценка: чрезмерно сложные требования к методу оценки и искусственное искажение таможенной ценности;
  • относительно высокая таможенная загрузка и недостаточная защита местных производителей в стратегических отраслевых сегментах.

Однако недавние государственные реформы позволят решить некоторые из этих проблем и запустят процесс улучшения инвестиционного климата в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Есть позитивный тренд передачи прав на выдачу сертификатов из федеральных органов в региональные.