По информации аналитиков EastFruit, заканчивающих работу над очередным международным аудитом плодоовощных отделов розничных сетей супермаркетов нескольких стран, голубика впервые появилась в ассортименте розничных сетей Узбекистана.

Эту ягоду аудиторы портала обнаружили в магазинах супермаркетов в Ташкенте. Розничные цены на голубику «кусаются», если сравнивать с ценами в Украине или Польше, где голубика более популярна и известна.

Средняя цена на голубику за упаковку на 150 граммов составляет 49 тыс сум, то есть 326,67 тыс. сумов за кг, или, по текущему курсу, около $38,5 за кг. Для сравнения, розничные цены на голубику в это же время в Украине были гораздо ниже и составляли от $9 до $12 за кг.

По информации международного консультанта продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Бахтиёра Абдувохидова, в оптовой торговле голубики нет и эту ягоду особо никто и не спрашивает.

Тем не менее, судя по маркировке упаковки в сетях, голубика сорта «Дюк» выращена в Узбекистане «по голландской технологии». Правда, почему-то её рекламируют как продукт с высоким содержанием витамина С, хотя голубика содержит большое количество гораздо более ценных витаминов и микроэлементов.

Также в соцсетях есть немало фотографий со свадеб в Узбекистане, где голубика стоит на видном месте в красивых вазах. Это говорит о том, что данная ягода становится модной в стране, а значит, не за горами расширение внутреннего производства голубики, снижение внутренних цен на неё и рост потребления, полагают аналитики.

«Учитывая настоящий бум инвестиций в садоводство в Узбекистане, а также большое количество международных проектов, которые предоставляют недорогое финансирование для создания предприятий по производству и переработке овощей, фруктов, ягод и орехов в Узбекистане, нельзя исключить развития промышленного производства голубики в этой стране в ближайшие годы. Если учесть, что голубика является пока что самой дорогой ягодой на мировом рынке, длинное транспортное плечо и дорогая логистика не должны стать помехой в доставке её из Узбекистана на рынки других стран, тем более, что сезон её выращивания здесь можно синхронизировать с Испанией. Однако, в отличие от Испании, в Узбекистане намного ниже затраты на рабочую силу, что делает данную страну потенциально конкурентоспособной. Особенно интересным может стать направление поставок голубики из Узбекистана на рынки стран Азии: Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Вьетнам», — говорит экономист инвестиционного департамента ФАО Андрей Ярмак.

Выращивание голубики для Узбекистана может стать не менее привлекательным и прибыльным бизнесом, чем выращивание черешни, и точно гораздо более перспективным, чем выращивание яблок, считают в EastFruit.

Тем не менее, говорить об этом пока что можно лишь теоретически, поскольку самой главной проблемой для Узбекистана будет дефицит знаний и понимания технологий выращивания, доработки, охлаждения, транспортировки и маркетинга этой дорогой ягоды.

Хорошей же новостью является то, что голубика является одной из наиболее транспортабельных ягод, а ручная уборка голубики, которую Узбекистан пока что может себе позволить, даёт возможность получить более высокую цену за ягоду.