Как ранее писал Spot, теперь индивидуальные предприниматели (ИП) с оборотом более 100 млн сумов в год становятся плательщиками единого налогового платежа (ЕНП) и вместо фиксированного налога в размере 300 тыс. переходят на уплату 4% с оборота.

Однако на практике это связано с разночтениями, и в сумму выручки банки засчитывают пополнение расчетного счета ИП, получение предварительных платежей и финансовой помощи. Как разобраться с этим, объясняет международный бухгалтер Юлия Пакидышева.

Юлия Пакидышева

Бизнес-тренер в Profi Training, сертифицированный международный бухгалтер-практик (CAP), главный бухгалтер с практикой более 20 лет

От привычного режима налогообложения индивидуальных предпринимателей мало что осталось. Появилась градация по выручке, согласно которой ИП может оставаться на фиксированном налоге, если выручка в течение календарного периода не превысила 100 млн сумов. При превышении порога ИП должен перейти на ЕНП (Положение о порядке исчисления выручки от реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налогов индивидуальными предпринимателями).

И вот здесь, когда ИП становится плательщиком ЕНП, начинается головная боль. После сдачи полугодовой налоговой отчетности в текущем периоде возникли вопросы, некоторые из которых я разберу здесь.

Напомню, ИП — это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность самостоятельно, используя имущество, которым оно владеет. По обязательствам перед кредиторами он также отвечает своим имуществом (ст. 6 закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»). Поэтому, если ИП не хватает денежных средств на уплату налогов или расчетов с поставщиками, он берет из своих личных запасов деньги, идет в обслуживающий банк и кладет их на расчетный счет для дальнейших расчетов.

Почему ИП должен положить деньги на расчетный счет, а не может расплатиться с кредиторами наличкой? Обращаемся к ст. 790 Гражданского кодекса: «Расчеты… с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке».

Взнос наличных денежных средств на расчетный счет называется «пополнение счета ИП». Это поступление зачисляется по специальному банковскому коду 1902. Его не спутаешь с инкассационной выручкой (код зачисления — 00650).

Органы государственной налоговой службы (ОГНС), получив информацию из банков о поступлении денежных средств на счета ИП, трактуют пополнение счета как торговую выручку и включают ее в расчет 100 млн для перехода на уплату ЕНП.

Налоговый кодекс (НК) в ст. 22 дает четкое понятие выручки от реализации товаров (работ, услуг) — это «сумма средств, полученных (подлежащих получению) за реализованные товары (работы, услуги), поступающего в счет оплаты или погашения задолженности за реализованные товары». То есть товары должны быть проданы, работы/услуги выполнены, а полученные за них деньги и есть выручка.

Пополнение оборотных средств у ИП никак не попадает под понятие «выручка».

В вышеупомянутом положении в разделе «Определение выручки», написано, что основанием для перевода ИП с уплаты фиксированного налога на ЕНП для налоговых органов является:

  • налоговый отчет ИП;
  • сведения банка об осуществлении товарооборота по расчетным счетам.

Так почему банкам, обслуживающим ИП, не подойти к подаче сведений в ОГНС более ответственно? Это несложно, как я писала выше, банковские коды на инкассацию и пополнение счета разные. Вся информация банками собирается в электронных регистрах, поступление и расход денежных средств оседают не на общих счетах, не в одной корзине безликого поступления денег.

Еще пример. ИП может получать финансовую помощь для своей хозяйственной деятельности как от юридических, так и от физических лиц. Полученная финансовая помощь также попадает на расчетный счет ИП, и он может ею распоряжаться по своему усмотрению или согласно условиям договора. Финансовая помощь отличается от кредита или займа тем, что она безвозмездная — у получателя нет обязательства к ее возврату.

И опять обслуживающий банк ИП включает сумму финансовой помощи в общую сумму денежных поступлений за период и подает сведения в налоговые органы.

Фискальщики, в свою очередь, доверяя банкам больше, чем налоговому отчету ИП, где помесячно ИП показывает свою торговую выручку, не вникая в детали поступления денежных средств на счета ИП, трактуют сумму финансовой помощи, как «выручка от реализации», требуя перехода на ЕНП.

Финансовая помощь это не торговая выручка, она не должна включаться в товарооборот у плательщиков как фиксированного налога, так и ЕНП.

Кто бы мог подумать, что авансы, полученные в виде предварительной оплаты, для фискальщиков тоже выручка? Несмотря на то, что ст. 355 говорит об обратном, авансы также включаются в сумму исчисления выручки ИП для перевода на ЕНП.

В положении в главе 7 указана ответственность ИП за правильность расчета налогов. Почему нет ответственности банков за неправильную подачу сведений в ОГНС или ответственности налоговых органов за принудительный перевод на ЕНП?

Почему не доверяют налогоплательщику? Почему ситуация складывается так, что налогоплательщик изначально нарушает закон? Почему не работает ст. 11 Налогового кодекса «Презумпция правоты налогоплательщика»?

Хотелось бы получить ответ на вопрос: когда ИП становится плательщиком ЕНП, он должен вести учет прочих доходов по ст. 132 НК? Будет ли безвозмездная финансовая помощь облагаться ЕНП или, в случае экспортно-импортных операций, как ИП будет рассчитывать доходы-расходы от курсовых разниц?

Это лишь часть вопросов, которые возникли у ИП после сдачи полугодовой налоговой отчетности. Часть вопросов, на которые налогоплательщики получают разрозненные, необоснованные Налоговым кодексом ответы от специалистов налоговой. Причем, что немаловажно, в разных районах города сотрудники дают разные ответы на одинаковые вопросы.

В ст. 2 Налогового кодеса указано, что если нормативно-правовые акты (НПА), затрагивающие вопросы налогообложения, изменяют содержание понятий, определенных в НК, либо используют эти понятия в ином значении, в этом случае НПА признаются несоответствующими Налоговому кодексу.

Налогоплательщик имеет право не выполнять акты и требования ОГНС, не соответствуюшие Налоговому кодексу и НПА.

Хотелось бы призвать реформаторов налоговой системы освободить новый Налоговый кодекс от разночтений, непониманий между налогоплательщиками и контролирующими органами. Большое желание, чтобы изменения в текущем законодательстве не вносились в середине года. Чтобы у бизнеса были нужные, действенные льготы и преференции, четко прописанные в Налоговом кодексе. Все-таки работать мы вынуждены сообща.