Основатель НОУ Exclusive Education (сеть детских учебных центров 5+ KIDS и учебный центр «Пять с Плюсом») Александр Климов рассказал Spot о преимуществах и недостатках онлайн-обучения и как пандемия повлияла на его бизнес.

Александр Климов

Основатель НОУ Exclusive Education.

В начале марта мы, прогнозируя ситуацию, начали просчитывать различные варианты продолжения работы.

Сейчас перешли в онлайн — стоимость занятий снизили на 30%, предоставили отсрочку до окончания карантина.

Мы научились считать деньги в прямом смысле, так как не имеем безбрежных внешних инвестиций и должны себя окупать, да еще и стараться заработать.

Финансовая модель нашей компании позволит «выжить» при потере 70% выручки и без увольнений сотрудников в течение пяти месяцев. Сейчас доходы просели почти на 50%.

Мы решили, что в случае приостановления офлайн-обучения, никто не будет уволен или отправлен в отпуск без содержания, кроме тех, кто сам хочет это сделать.

Людям надо удовлетворять свои хотя бы базовые потребности. В итоге мы остановились на уменьшении зарплат каждому от 30% до 50% в нашем пессимистичном сценарии.

В Узбекистане фактически отсутствует социальная защита работников. Многих сотрудников не оформляют официально, а раз не оформлен, значит и прав нет.

Кроме того, у большинства частных фирм в трудовом договоре, из-за некоторых факторов, указана меньшая часть зарплат. Отсюда и невозможность работника законно потребовать свои права.

Наша компания уже проходила через кризис, хоть и локальный — три года назад арендодатели предыдущего места «Пять с плюсом» сообщили, что условно «завтра» надо освободить помещение — здание решили передать министерству.

В этом и есть основная проблема предпринимателей — если государство скажет, что ему что-то нужно, то бизнес становится бесправным и вынужден отдавать то, что от него требуют.

Реально помогающих мер пока что нет

Считаю, что стратегия государственной поддержки особо не сработает — бизнесу надо помочь выжить прямо сейчас. Самыми значимыми мерами могут стать:

  • компенсация части затрат на аренду;
  • уменьшение или отмена НДФЛ и ЕСП;
  • введение налоговых льгот.

Это позволило бы бизнесу направить сэкономленные деньги на выплату зарплат сотрудникам в период простоя — хотя бы частично. Сейчас получается, что государство просит не увольнять людей, платить зарплаты, да еще и налоги с них, хотя дохода у многих фактически нет.

Люди еще не готовы к онлайн-обучению

Онлайн-образование сейчас заметно оживилось — сейчас больше 70% учебных центров работают онлайн.

Я считаю, что так учиться удобнее — можно заниматься в пути и во время перерывов, а видео-уроки всегда можно пересмотреть. Но есть и другая сторона рынка — это потребители, клиенты.

Онлайн-занятия сильно связаны с самомотивацией и самоконтролем. К сожалению, сегодня люди ни ментально, ни интеллектуально не достигли этого уровня.

Принимая во внимание тот факт, что мы больше месяца работаем онлайн, могу уверенно ответить, что наши люди еще не готовы к онлайн-обучению.

Во-первых, снизилась продуктивность занятий. Дети стали хуже заниматься, менее ответственно подходить к уроку — учатся максимум 70%, остальные относятся халатно.



Если брать в целом, то из 100% обучающихся около 40% всегда активно занимаются сами и точно знают, что хотят получить. Еще 30% делают уроки от случая к случаю. И есть оставшиеся 30% — это те, кто учатся просто так.

Во-вторых, очень большую проблему создает скорость интернета. Если даже в Ташкенте происходят сбои, что уж говорить про регионы.

В-третьих, смущает финансовая часть. В стране очень дешевое офлайн-обучение. Например, если говорить про индивидуальные занятия по английскому языку, то в Ташкенте они стоят в пределах 80 тыс. сумов за час, а в регионах около 45−50 тыс. сумов. 



Люди в Узбекистане пока не готовы платить ту же сумму за онлайн-обучение, потому что считают его менее эффективным.


От Spot. Поддержите ответственный бизнес во время карантина — подпишитесь на страницы 5+ KIDS и «Пять с Плюсом» в Facebook, рекомендуйте их друзьям и близким.