После объявления карантина многие предприниматели столкнулись с резким снижением оборота, прибыли и количества клиентов.

На этом фоне предприниматели вынуждены принимать быстрые и точные решения, дабы минимизировать реальные и потенциальные потери.

Spot поговорил с несколькими предпринимателями из сферы услуг и узнал, как они выживают в таких условиях.

«Мы продержимся пару месяцев»

Основатель химчистки ковров Pokiza.uz Шухрат Мухамеджанов полагает, что компания продержится до конца весны и сможет вовремя оплатить все обязательные платежи.

«Мы были вынуждены предоставить персоналу отпуск, потому что нет ни выручки, ни бизнеса. Наши специалисты отнеслись с пониманием», — признается Мухамеджанов.

По словам Жаннат Тургунбаевой, основательницы парикмахерской Jane Air Studio, они, скорее всего, не закроют свой салон, но им придется менять стратегию бизнеса, адаптироваться и совершенствоваться в связи с обстановкой.

«С финансовой подушкой все сложно. Думаю, мои работники смогут продержаться пару месяцев, а дальше им придется искать работу, чтобы прокормить свою семью», — признается предпринимательница.

В клининговой компании TOPtoza работают около 30 сотрудников, 80% из них наемные работники. Сокращений персонала не было, зарплата всем выплачивается, правда, в уменьшенном размере.

Основные сотрудники смогут пережить карантин, но внештатники, получавшие сдельную зарплату, возможно, потеряют работу. Сейчас они предоставляют свои услуги логистическим компаниям.

В Men’s Space, предположительно оценив ситуацию заранее, успели финансово подготовиться. В компании решили не сокращать и не отправлять барберов в отпуск, потому что те сейчас работают на выезд. Несмотря на это, обороты компании упали на 70%.

«Пока у нас есть заказы, значит есть спрос, а дальше будем смотреть по ситуации. Хотелось бы продержаться до конца, и я думаю, что мы сможем», — говорит Эльдор Ишкабилов.

«Спрос увеличивается»

Руководители клининговых компаний отметили, что, несмотря на карантин, спрос на их услуги увеличивается. Количество заявок резко упало в первую неделю карантина, но начало расти уже через семь-восемь дней.

«Мы думаем, что спрос увеличился из-за того, что мы используем химикаты с хлором, которые имеют антибактериальные и дезинфицирующие свойства», — поясняет основатель TOPtoza Дилбар Сабирова.

По ее мнению, спрос на клининговые услуги возрастет еще больше в преддверии праздника Рамазан Хайит. Шухрат Мухамеджанов прогнозирует увеличение заказов после отмены карантина.

18 апреля химчисткам разрешили возобновить свою деятельность. Тем, кто снова приступит к работе, придется полностью соблюдать требования карантина и предписания специальной комиссии по восстановлению трудового процесса. Наши собеседники с осторожностью отнеслись к данной новости.

«Чтобы обезопасить своих сотрудников, мы решили не работать до конца апреля», — говорит Мухамеджанов.

Разрешение для передвижения по городу химчистке не понадобится, потому что имеющиеся в компании служебные машины (Mercedes-Benz Sprinter) входят в категорию транспортных средств, получивших разрешение на перевозки.

Клининговая компания TOPtoza не смогла получить стикер заранее, а сейчас их беспокоит то, что их уже не выдают.

«Если ситуация разрешится, мы бы хотели, чтобы нам позволили развозить более одного пассажира, а желательно троих для полноценной работы», — делится предпринимательница.

Какая поддержка нужна

На сегодняшний день правительство приняло ряд мер по поддержке бизнеса в связи с пандемией коронавируса.

Эти меры, в основном, подразумевают различные послабления в части налогообложения и кредитования, но прямой финансовой поддержки бизнеса пока нет.

Предприниматели считают, что некоторые меры помогли бы им в эти непростые времена:

  • снижение арендной платы после отмены карантина на период восстановления;
  • налоговые и кредитные льготы.

Что дальше

Эльдор Ишкабилов считает, что спрос на услуги барберов повысится после карантина.

«Думаю, что у нас будет наплыв клиентов, а парикмахерские пострадают, потому что они уделяют меньше внимания стерилизации и дезинфицированию инструментов», — прогнозирует Эльдор.

По мнению Дилбар Сабировой, карантин несильно изменит рынок клининга. Если кто-то продолжит работать удаленно после отмены карантина, то они могут сократить пользование услугами сервисов, так как у них будет возможность заниматься уборкой самим.

Основательница Jane Air Studio считает, что рынок прежним точно не будет. Часть клиентов отсеется, они поймут, что могут реже ходить в парикмахерские.

«Салонам красоты есть смысл разработать различные предложения для тех, кто вынужден сейчас экономить. Мы понимаем, что потребуется несколько месяцев, чтобы люди вернулись к прежнему образу жизни», — заключила Жаннат Тургунбаева.


От Spot. Поддержите бизнес во время карантина — подпишитесь на страницы Men’s Space, TOPtoza, Pokiza.uz и Jane Air Studio, рекомендуйте их друзьям и близким.