Каким был 2020 год

Год выдался сложным. Я думаю, что для каждого направления бизнеса 2020 год стал испытанием. Основная задача для нашей компании и всей команды была адаптация к новому онлайн-формату работы таким образом, чтобы наши клиенты не почувствовали разницы во взаимодействии с нами.

Работодатели изменили подход к работе. Руководителям HR-подразделений пришлось пройти сложный путь перестройки за очень короткий период, чтобы не потерять качество исполняемой работы и обеспечить своих сотрудников безопасностью. Многие компании изменили свой подход к работе и взаимодействию с персоналом, всё больше склоняясь к диджитализации и переходу в онлайн-формат всех бизнес-процессов.

Однозначно можно сказать, что бизнес, которому удалось «выжить» в период карантина, стал подходить более трепетно к вопросу о так называемой «финансовой подушке».

Как изменились требования к кандидатам. Сейчас компании при поиске кандидатов обращают внимание на умение и способность быстро освоить современные онлайн-инструменты и готовность работать удаленно. С приходом такого формата, работодатели предпочитают сотрудников с высоким коэффициентом продуктивности, тем самым оставляя только команду из инициативных, мобильных и высококвалифицированных людей.

Появляются новые западные понятия: расход на одного сотрудника, прибыль компании с одного сотрудника, оптимизация HR-бюджета и фонда оплаты труда.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кого искали компании в жесткий карантин. В связи с переходом компаний в режим оптимизации и экономии своих ресурсов, самыми востребованными в период карантина стали высоко профильные специалисты финансовой сферы и кризис-менеджмента, которые могли бы помочь компаниям оптимизировать настоящие расходы и планировать свой бюджет на будущий год.

Следующими по значимости стали специалисты в сфере продаж и маркетинга. Пандемия для них стала особым «экзаменом» на профессионализм, так как условия карантина заставили компании пересмотреть подход к бизнесу и перестроить определённые процессы.

Среди них также можно отметить HR-менеджеров, специалистов по подбору персонала, менеджеров по продажам, менеджеров по продукту, бухгалтеров, и маркетологов в сфере digital. И несомненно, всегда большой спрос в независимости от ситуации на рынке труда существует на высококвалифицированных IT-специалистов.

Какие изменения претерпела HR-сфера. С моей точки зрения, во время пандемии, основной удар пришелся именно на HR-департаменты компаний, так как именно HR пришлось полностью за короткое время адаптироваться к новым реалиям рынка, поменять формат работы, создать новые условия, чтобы каждый чувствовал себя социально защищенным.

Многие компании весь 2020 год провели под лозунгами диджитализации и модернизации, так как в игру вступили абсолютно новые метрики эффективности труда, изменился подход во взаимодействии с персоналом.

Карантин стал своеобразным толчком для перехода в автоматизированные системы, использование облачных систем, системы постановки задач для сотрудников.

Фото: DaVinci Management Consulting

Что происходит сейчас на рынке труда

Зарплаты и запросы. Рынок труда Узбекистана все еще находится на очень интересном этапе формирования — его можно называть рынком соискателей, но трудно назвать рынком работодателей. Основываясь на недавнем исследовании рынка труда среди соискателей и работодателей, которое мы проводили с командой нашего проекта Zarplata.uz, могу сказать, что во время пандемии произошло совсем незначительное падение заработных плат.

Также с учетом нестабильной ситуации, компании более трепетно и грамотно подходят к процессу планирования бюджета. Многие из них, несмотря на некоторые трудности в этом году, планируют провести индексацию заработных плат своих сотрудников.

Увольнения. В первый локдаун прошла большая волна увольнений, но хочется отметить, что не только руководители принимали решения о сокращении штата — многие сотрудники сами увольнялись, чтобы оставаться дома.

«Отказ в последнюю минуту». Сегодня ситуация с карантином становится более стабильной, но в производственной сфере уже появилось новое понятие так называемый «отказ в последнюю минуту». И это касается не только «синих воротничков», но и топ-менеджеров.

По итогу всех переговоров, уже на последнем этапе, люди начали отказываться от предлагаемых позиций. Что касается иностранных специалистов, также коронавирус внес свои коррективы и 30% экспатов задумываются и не всегда принимают решения о переезде в новую страну.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Новые игроки. Если рассматривать общепит, то это одна из сфер, которая, наверное, понесла наиболее сильный ущерб, чем другие. К сожалению, некоторые проекты закрылись, но, если смотреть по рынку, то обратите внимание, что на место приходят новые проекты, что особенно радует.

Безусловно, можно сказать, что постепенно всё обязательно вернется в нормальный режим, возможно не в том формате, как было «до», ведь привычки потребителей меняются, но на смену приходит формат на вынос, что даёт большой толчок для развития сервиса доставки еды.

Нехватка специалистов. В Узбекистане мы ощущаем нехватку специалистов для реализации наших проектов в сфере HR. Мы находимся в постоянном поиске программистов и архитекторов базы данных, сетевых администраторов, специалистов по кибербезопасности.

Мне кажется, что дефицит на специалистов в сфере IT ощущается как минимум в странах СНГ. Решение есть — внедрение на рынок крупной IT-компании, которая задаст стандарты для рынка, создаст своеобразную «кузницу кадров», которые могли бы насытить рынок профессиональными решениями.

Сейчас единственный выход из ситуации для нас — привлечение экспатов. Так как именно они обладают тем самым международным опытом и высоким уровнем знаний. В качестве примера могу сказать, что уровень заработной платы экспата (мы рассматриваем кандидатов с Казахстана, Беларуси и Украины) будет примерно на 20% выше по сравнению с местным специалистом, который обладает меньшими навыками. Таким образом, компаниям намного выгоднее применить зарубежный опыт для обучения своих локальных сотрудников.


Фото: DaVinci Management Consulting

Каким будет 2021 год

Диджитализация будет приоритетом. Думаю, что 2021 год продолжится под слоганом «изменения и диджитализация» для всей HR-сферы. В нашей индустрии обязательно пройдут изменения в формате обучения сотрудников и построения сценариев взаимодействий между коллегами. Те компании, которые хотят быть конкурентоспособными и занимать лидирующие места на рынке, безусловно, сделают упор на диджитализации и автоматизации всех бизнес-процессов.

Что касается DaVinci Management Consulting, то мы готовы к реализации и внедрению нашего абсолютно инновационного продукта для рынка Узбекистана, который поможет компаниям в онлайн-режиме получать информацию по формированию HR-бюджета компании.

Для нас 2021 год будет годом изменений, автоматизаций, диджитализации и создания продукта, IT-решения для HR.

Какие специальности и навыки будут востребованы. В приоритете будут:

  • IT-навыки;
  • цифровая адаптивность;
  • умение работать удаленно;
  • ответственность и сознательность;
  • креативность;
  • нестандартное мышление.

С точки зрения профессий, на передовую линию выходят: IT, digital marketing, HR, менеджеры по внедрению МСФО, так как с 2021 года крупные компании переходят на новые международные стандарты финансовой отчетности, узкопрофильные специалисты в каждой сфере, продакт-менеджеры, дизайнеры, менеджеры по продажам.