Spot продолжает подводить итоги года с предпринимателями и экспертами.

О том, как карантин сказался на креативной индустрии страны, почему команде понравилась удаленная работа, какие технологии будут применяться в постпандемическом мире рассказали основатели гибридной видеопродакшн-студии DBLA, продюсер Анастасия Ли и креативный продюсер, режиссер Алишер Сейтниязов.

Удаленка навсегда

Все четыре года, что существует компания, мы были убеждены, что продакшн не может работать на удаленке. 2020 год заставил адаптироваться под новые реалии. В первый локдаун одними из первых перешли на удаленную работу. Первое, что мы сделали — это выработали свод правил для себя и сотрудников, который помог каждому из нас правильно выстроить работу из дома. В частности, в правила входило:

  • Организация рабочего места. При этом под рукой должно быть все необходимое для работы, чтобы не отвлекаться;

  • Видео-созвоны с командой два раза в день. Утром смотрим, в хорошем ли настроении сотрудники, нужна ли кому-то помощь. Бывало, что отправляли пирожные тем, кому было грустно. Вечерний созвон проводится для подведения итогов;

  • Разговор с семьей. Тем, кто живет не один, было сложнее работать из дома. Родственники могут отвлекать. Важно четко разграничивать личную жизнь и работу.

Вначале было сложно. В какой-то момент каждый начинал понимать, что выгорает. Весь день проходит практически в одном положении — за компьютером. В нем и работа и развлечения (фильмы, сериалы, социальные сети). Каждый приспосабливался к новым условиям как мог. Кто-то из ребят, например, начал заниматься спортом.

Ужесточать контроль над сотрудниками не понадобилось. Не терять связь с командой помогали созвоны. Мы пользовались обычным Google Календарем, в котором прописаны ежедневные задачи каждого сотрудника. Ребята контролировали друг друга, потому что работают над взаимосвязанными вопросами. Кроме того, назначали куратора дня, который поддерживал команду, узнавал, нужна ли кому-то помощь. Кураторство переходило от одного сотрудника к другому, чтобы каждый чувствовал, что он не один.

Этот период сплотил команду. Хотя были и сложные решения, которые пришлось принимать. В частности, сократили всем, в том числе и себе, зарплату на 50%. Тяжело было объявлять это ребятам, никогда не знаешь, какую реакцию ожидать. При этом понимаем, что часть зарплаты сотрудников уходила на дорогу, обеды и другие расходы, когда все работали из офиса. Постарались объяснить, что не знаем, как долго продлится карантин, будут ли заказы и что в то же время никого не хотим отпускать. Команда поддержала наше решение.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Нам всем понравилась удаленка. Мы поняли, неважно где мы находимся, мы можем выполнять работу эффективно. Сейчас можем несколько дней в неделю, когда нет задач, требующих нашего присутствия в офисе, работать из дома. При этом график довольно спонтанный, нельзя сказать, что в определенные дни недели мы работаем из дома, остальные — в офисе. Думаю, пока это эффективно, такой режим будет сохраняться, раз все получают от него удовольствие.

Правда, есть небольшая сложность с новыми сотрудниками. После второго локдауна к нам присоединилось несколько человек, но все они недолго проработали в компании. Для них такой плавающий режим может показаться хаосом, дезориентировать. Потому что кому-то хочется жесткой дисциплины либо, наоборот, полного фриланса. Они не смогли найти золотую середину, которую удалось найти основной команде.

Во время карантина мы перевели 70% процессов на удаленку, сейчас этот объем составляет примерно 50%, в дальнейшем, возможно, снизится до 30%. Мы стали больше ценить физические встречи. При этом все еще отказываемся от офлайн встреч с клиентами в пользу видеозвонков. Особенно это касается первых встреч с новыми клиентами.

Несмотря на отсутствие жестких карантинных ограничений мы ни разу не видели клиентов, с которым делали последние несколько проектов. Все общение было онлайн, договора передавали через курьеров, презентации проводили в Zoom. Это сильно экономит время и ресурсы: не нужно ехать в другой конец города, чтобы обсудить какие-то вопросы.

О последствиях карантина

Финансово карантин на нас никак не повлиял. Наоборот, увеличил стоимость наших услуг, потому что начали предлагать нестандартные решения, например, удаленную съемку.

Количество проектов немного уменьшилось, но по итогам года мы ничего не потеряли. Наверное еще от того, что в первый локдаун старались максимально адаптироваться к ситуации, чтобы выжить в нестандартных обстоятельствах и более трех месяцев работали намного больше, чем обычно. Мы не дали себе время отдохнуть о чем пожалели. Уже во время второго локдауна отнеслись к ситуации более мягко.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Ускорились процессы. В этом году сильно сократилось время от запроса до реализации проекта. Если раньше компании планировали кампании на следующий год, то сейчас больше работают над ситуационным контентом. У всех горящие сроки и мы понимаем, что так будет продолжаться и дальше.

Определенные услуги уже не можем предлагать клиентам потому, что понимаем, что ситуация с коронавирусом — это вопрос не одного года. Например, не можем проводить съемки в других странах, когда закрыто авиасообщение, или пригласить хорошего оператора из страны, которая все еще на локдауне.

С другой стороны открываются новые возможности. Во время карантина у специалистов освободилось время из-за отсутствия перелетов в разные страны и их можно было привлекать к проектам удаленно.

В первые три месяца локдауна приостановились все съемки. Мы делали анимационные ролики, делали нестандартные проекты. Например, с колбасным брендом Sherin делали акцию Sherin Tilaklar — видео-открытки от обычных людей с поздравлениями с Рамаданом. Компания полностью отказалась от продуктовых роликов и отдала эфирное время под поздравления. Это была сложная техническая и коммуникационная задача, но, при этом, интересная. В обычное время мы за такой проект может не взялись бы.

Под конец первого локдауна сняли малой группой несколько роликов в одной локации. Это были короткие продуктовые ролики. Масштаб, конечно, не сравним с докарантинным периодом, но это позволило нам поддержать компанию.

В этом году начали делать весь монтаж на площадке. В конце съемочного дня мы видим готовый ролик, который, конечно, нужно корректировать. Но это позволяет клиенту увидеть примерный результат.

Сильно спасает удаленная съемка. Мы планировали ее применять с этом году в любом случае. Так получилось, что это совпало с карантином и ускорило процессы. Во время удаленной съемки происходит трансляция всего, что происходит на площадке. В зависимости от программного обеспечения режиссер или клиентская команда, находясь в офисе или дома в любой точке мира, могут видеть изображение с камеры, комментировать кадры, монтировать либо только наблюдать за процессом.

Это, конечно, усложняет работу нам, потому что нужно следить за реакцией клиентов, делать пометки, чтобы получить правильный результат. Мешает также плохое качество интернета в стране. С другой стороны такая съемка упрощает работу, потому что не нужно организовывать поездку в Узбекистан команды из нескольких десятков человек. Такой проект и обходится дешевле, потому что не нужно тратить деньги на перелет и проживание иностранной команды.

Каким был год для креативной индустрии

Нам кажется, компании в креативной сфере, которые взяли себя в руки, отнеслись к ситуации трезво и работали, не испытывали огромных потерь. Если даже продакшн может работать онлайн, то брендинговым агентствам, дизайн-студиям это не составит труда. Достаточно руководителям скооперировать команду, поддержать ее, найти новые методы управления, организовать работу сотрудников из дома, обеспечить необходимой специальной техникой.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В связи с обстановкой в 2020 году было много ситуативок. Эти малобюджетные проекты сработали кажется даже лучше, чем если бы был большой бюджет на проект. У компании может не быть денег в кризис, при этом она хочет высказать свою позицию. Это вдохновляет. Такие проекты строятся на доверии и эмоциях. Поэтому ситуативки создаются с давними партнерами.

В непростой для всех обстановке как будто спала пелена рекламного пиара. Сильно подкупала открытость брендов и предпринимателей, которые не боялись заявить, что им тяжело, попросить поддержки. В частности, такую открытую и понятную коммуникацию наблюдали со стороны Ахмада Мелибаева (Chopar, Les Alies). Это не рекламные ситуативки, но активности, которые повышают лояльность к бренду.

Компании начали прислушиваться к мнению со стороны: своей аудитории, экспертного сообщества. На это влияет открытость рынка, участие в фестивалях. Люди со стороны начали говорить, что хорошо, а что плохо, то есть появилось некое мерило. Бренды начали оглядываться на Центральную Азию. Нет затхлого изоляционного подхода, когда компании ориентируются только на то, что происходит внутри страны.

Нельзя сказать, что на это повлияла пандемия, но общественное мнение стало сильнее, значимее, громче и бренды не могут на это не реагировать. Не всегда шутка, которая показалась смешной отделу маркетинга, так же воспринимается народом. Например, негативную реакцию вызвала рекламная кампания Senor&Senorita «В сеньорите эти дни».

В период изоляции и ограничений на передвижение на транспорте по городу influence-маркетинг оказался доступной альтернативой наружной рекламе, которая была так востребована среди рекламодателей, пока пандемия не закрыла всех по домам.

Очередной триумф на Red Jolbors

Несмотря на пандемию TBWA\CAC\Tashkent подтвердил свое первое место на Центральноазиатском фестивале коммуникаций Red Jolbors, а Узбекистан во второй раз стал страной года. Способствовала этому, в первую очередь, открытость брендов. Ни одна из кампаний, которая принесла награды на фестивале, не состоялась бы, если бы не желание брендов поэкспериментировать. Например, Asl Baraka пошел на достаточно большой риск, чтобы выстроить коммуникацию в рамках проекта Mehnatsevar.

К слову, если бы этого проекта не случилось в начале года, было бы сложно достигнуть таких результатов на фестивале. Мы успели отснять ролики и последних оператора и гафера отправляли домой при помощи российского посольства, они улетали, когда границы уже были закрыты.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

То, что Узбекистан стал страной года на фестивали в прошлом году вдохновило многие команды подать свои работы. В этом году было много новых участников из нашей страны. Это хорошо, потому что жюри разбирает каждую работу и может указать на ошибки. Даже если проект не получает награду, не попадает в шорт-лист, участие в фестивалях дает новые знания, опыт, используя которые можно добиться результата в следующем году.

Мы в следующем году берем фестивальный брейк. Нужно понимать, что участие в фестивале — это как отдельный проект. Он требует вложения денег (подача не бесплатная), времени и ресурсов для правильной подачи работы. Мы решили сконцентрироваться на других проектах.

Каким будет 2021 год

В постпандемическом мире актуальной останется удаленная съемка. К тому же неизвестно как эпидемиологическая ситуация в мире изменится в следующем году. Одни страны будут открыты, другие останутся закрытыми. Поэтому иностранным командам — режиссерам, клиентам, будет удобно заказывать съемки в Узбекистане, используя данную услугу.

Удаленная съемка эффективна в плане оптимизации бюджета проекта. Поэтому она всегда будет доступной опцией для клиентов. Кроме того, креативный класс мира понял, что не обязательно находится на площадке и контролировать процесс на месте. Это превращается в роскошь, некую прихоть клиента. Практика показывает, что удаленно можно сделать такого же качества работу.

С удаленной съемкой появляется больше возможности привлечь к съемкам крутого специалиста, приезд которого раньше нельзя было организовать из-за несостыковки его графика с рейсами самолетов.

В следующем году мы будем пробовать себя в новых продакшн проектах, нацелены на кино. Скорее всего в следующем году начнутся эксперименты в этом направлении.

Если говорить о рынке в целом, у инфлюенс маркетинга, скорее всего, в следующем году должна произойти структуризация. Сейчас большая часть инфлюенсеров не работает с агентствами, нужно договариваться с каждым в отдельности, что неудобно. Скорее всего появятся компании, которые объединят их и будут подбирать заказчикам аудиторию исходя из их потребностей и задач.

Будет больше интеграции. Бренды будут интегрировать свою продукцию не только в рекламу, но и кино, клипы и т. д. Компании поймут, что реклама — это не только ТВ, наружка или инфлюенсеры, а любой контент, который люди потребляются, начиная от мемов и песен, заканчивая кино. Интеграция должна стать более аккуратной, оправданной, продукт должен быть внедрен в историю.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Уже сейчас делается акцент на создание контента сразу на двух языках — узбекском и русском. Это хороший тренд, который должен продолжиться в следующем году. Чем больше информации на языке, на котором говорит большая часть населения, тем быстрее мы придем к новым веяниям в самых различных направлениях.

В целом 2021 год будет таким же, как нынешний. Вирус никуда не денется, локдауны возможны, но скорее всего не будут такие жесткие. Надо учиться жить в этих реалиях. Как показал 2020 год, это вполне возможно. Главное, чтобы не было лишних ожиданий, что все придет на исходную, что наступит новый год и заживем как было раньше. Как было раньше уже не будет. Нас достаточно резко ввели в эту новую жизнь, легкого вывода из этой ситуации точно не будет.