17 декабря в гостинице Hyatt Regency Tashkent прошла конференция Ассоциации MEYOS. В ней приняли участие представители крупных мебельных и деревообрабатывающих компаний со всех регионов Узбекистана. В ходе конференции были подведены итоги работы Ассоциации, представлен анализ изменений на мебельном рынке Узбекистана и намечены цели развития мебельной промышленности на 2021 год. На мероприятии также присутствовали представители других ассоциаций и бизнес-омбудсман.


Предприниматели обсудили широкий спектр тем: бизнес-процессы, обучение кадров, создание экспортных отделов, усиление кооперации и выход на внешние рынки.

Был представлен годовой отчет по тенденциям на рынке мебели Узбекистана. По состоянию на 2020 год количество мебельных компаний в стране выросло на 18% и достигло 5,3 тысячи предприятий. А количество занятых на мебельных производствах превысило 300 тысяч человек, что на 15% больше, чем годом ранее.

По оценкам экспертов, мебельная индустрия Узбекистана находится на подъеме и на 2019 год годовой объем производства составил $220 млн. Несмотря на ввод ограничений, связанных с пандемией, мебельной отрасли удалось сохранить положительную динамику роста и экспорта продукции на рынках России, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Афганистана.


«Мебельная промышленность Узбекистана развивается быстрыми темпами. Потребность населения в мебели растет, спрос на продукцию большой. Современное отечественное мебельное производство кардинально отличается от того, что было 5 или 10 лет назад как по качеству, так и по дизайну. Сейчас мы с уверенностью говорим, что создаем экспортоориентированную продукцию. В планах — экспорт узбекской мебели в новые страны: Туркменистан и Афганистан», — прокомментировал развитие мебельной индустрии Одил Каримов, основатель компании WellWood, соучредитель Ассоциации MEYOS.

В ходе конференции были затронуты и проблемы, с которыми сталкивается промышленность.

«Вызывает опасение скорость, с которой импортная мебельная продукция захватывает узбекский рынок. После отмены „запретительных“ пошлин и акцизов, импорт готовой мебели вырос беспрецедентно почти на 80%. В то же время сохранились акцизы и пошлины на ввоз фурнитуры и комплектующих в размере 20%. Это делает местное производство дорогостоящим, ему становится все сложнее конкурировать с крупными зарубежными игроками, вошедшими на рынок Узбекистана. MEYOS при поддержке партнеров ведет переговоры по отмене акцизов и пошлин. Надеемся, что в следующем году нам удастся этого добиться, удешевить производство и стать доступнее для наших потребителей», — отметил Азиз Нуритдинов, председатель ассоциации MEYOS.


«У узбекской мебели очень хорошие перспективы на зарубежном рынке. И опыт экспорта наших товаров в предыдущие годы это только подтверждает. Однако, те объемы, в которых мы экспортируем нашу продукцию, нельзя назвать регулярными. За прошлый год экспорт товара составил лишь $3 млн, а это лишь 1,5% от общих объемов производства. В этом году мы открыли экспортный отдел и приглашаем партнеров к консолидации усилий в продвижении бренда узбекской мебели за рубеж. Совместно мы сможем не только увеличить объем экспорта мебели, снизить издержки, но и громче заявить о себе», — отметил глава экспортного отдела Ассоциации Федор Устинов.


На конференции также рассказали о бренде Home Show, который Ассоциация продвигает на зарубежном рынке. Он объединяет ведущих производителей мебели и представителей деревообрабатывающей промышленности Узбекистана. Под брендом Home Show Ассоциация проводит крупную отраслевую выставку. Она в 2019 году стала главным событием мебельного рынка Узбекистана, задавая новый формат презентации индустрии мебели, интерьера и дизайна.

Также был представлен интернет-магазина мебели homeshow.uz, который будет продвигаться на территории Узбекистана, России и Казахстана. Это позволит выйти на международный рынок электронной коммерции.

Главным достижением 2020 года Ассоциация назвала вступление в Ассамблею экономики Узбекистана. Сотрудничество с Агентством по продвижению экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Узбекистана даст возможность компенсировать затраты на внедрение систем стандартизации ISO, участие в международных выставках и продвижение бренда узбекской мебели за рубежом.

Главным инвестиционным проектом следующего года станет создание в Ташкенте мебельного кластера. На территории в более 50 га будут располагаться торгово-офисные, производственные, логистические зоны, рекреационные и социальные зоны. Проект оценивается в $48,7 млн. Он позволит создать более 4 тысяч новых рабочих мест, повысить конкурентоспособность товаров, нарастить объем производства и торгового оборота, привлечь более $12 млн иностранных инвестиций и увеличить экспорт отечественной мебели до $4,4 млн в год.

На территории кластера планируется создание социального комплекса ONA, деятельность которого будет направлена на помощь женщинам из уязвимых слоёв населения. Координатором проекта стала актриса и общественный деятель Рано Шодиева, которая возглавляет благотворительный центр Mehrli Qo’llar. На базе центра будет организован шелтер. Здесь женщины смогут вновь почувствовать уют дома, получить уход за детьми, найти подруг и соратниц, пройти обучение и работать на мебельном производстве. Тем самым они смогут начать новую жизнь.


«Открытие такого социального комплекса — это мечта любого социального благотворительного центра. Здесь женщины, особенно те, кто воспитывают своего ребенка самостоятельно, смогут не только получить крышу над головой и работу, но также и необходимый уход за своим ребенком, получить помощь психологов, пройти необходимое обучение и встать на ноги. Возможно, в будущем открыть свой бизнес, найти свой путь в жизни. Это временное пристанище, где женщины смогут найти себя, где их будут готовить к новой самостоятельной лучшей жизни», — отметила Рано Шодиева.

На правах рекламы.