основательница мебельной компании Aiko, кафе паназиатской кухни Kimchi Plate и Igmar Apart Hotel.
Зачем нужны апарт-отели
В моем понимании апарт-отель — гостиница, где в каждом номере есть кухня. По сути, такой отель в какой-то степени заменяет съемную квартиру.
Если человек арендует жилье, ему нужно самому убираться в квартире, менять постельное белье, то есть, заниматься хозяйством. Зачастую люди приезжают в Ташкент по работе, и им не очень удобно хозяйничать в чужой квартире, где до этого жили разные люди.
Идея построить апарт-отель пришла не сразу — когда мы купили землю в Чиланзарском районе, то вообще планировали построить там учебный центр. Потом мне показалось, что это сложный и не очень прибыльный бизнес, так что еще на этапе строительства я передумала и предложила партнерам построить что-нибудь другое. Сейчас мне кажется, что я была права, потому что из-за пандемии закрылось очень много учебных центров.
В книге «Стратегия голубого океана» говорится, что предпринимателю не надо придумывать ничего нового — достаточно просто найти свободную нишу в своей стране или улучшить уже существующие идеи. Когда мы задумали построить Igmar Apart Hotel, я четко понимала, что таких отелей в Ташкенте нет.
Мы не проводили большое маркетинговое исследование, но я видела, что так называемые апарт-отели у нас выглядят как квартиры, переделанные в гостиницу. Представьте советскую квартиру с домашней мебелью, которая теперь называется апарт-отелем.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Как строили отель в карантин
Отель мы построили с несколькими деловыми партнерами — общая сумма инвестиций составила около $570 тыс., использовали только собственные ресурсы.
Самый разгар строительства пришелся на жесткий локдаун. Несмотря на то, что мы успели завезти основную массу стройматериалов, летом все равно пришлось на два месяца остановиться — строительные рынки были закрыты. Только к концу августа смогли достроить здание.
Долго тянули с запуском. Изначально открытие было запланировано на май, а в итоге из-за карантина нам пришлось перенести его на полгода — Igmar Apart Hotel открылся лишь в 29 ноября 2020 года. Можно было запуститься уже в конце сентября, но постоянно что-то удерживало. Ну и потом, зачем открываться, если все равно никого нет?
В итоге, когда я сообщила на своей странице в Facebook, что отель практически готов, мне написала одна девушка с Намангана, которая хотела 29 ноября приехать с мужем в Ташкент. Если бы не она, мы бы открылись еще на пару недель позже или вообще после нового года.
К удивлению, нам сразу удалось привлечь туристов. У нас 21 номер, где живут гости из разных стран: Канады, Афганистана, Доминиканы, США, Грузии и других. В каждой комнате есть кухня с минимальным набором кухонной утвари, прачечная со стиральной машиной и гладильной доской.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Мы разработали месячный тариф, по которому стоимость проживания в номере составляет около $14 в сутки. Цена размещения на срок меньше 30 дней гораздо выше — примерно $38 в сутки.
Недорогой месячный тариф позволил нам заполнить отель до конца марта. Достаточно много номеров мы продали больше, чем на несколько месяцев.
У нас работают три администратора, две горничные, один завхоз; два бухгалтера ведут несколько наших проектов. Преимущество гостиничного бизнеса в том, что он позволяет сократить штат и минимизировать расходы на зарплату — многие сотрудники перешли в гостиницу с других наших проектов. Мы их обучили гостиничному делу на курсах при Госкомтуризма.
Продвижение
Мы активно продвигаем отель в интернете. Завели страницы в соцсетях, зарегистрировались на Airbnb, Booking.com и других. Сейчас с нами более-менее работает только Airbnb, в самом начале он дал нам много клиентов.
Еще я разместила объявление на OLX. Платформа неожиданно дала нам большое количество клиентов — через нее вышли несколько крупных компаний, которые заселяют к нам своих сотрудников.
Как мы и планировали изначально, основную аудиторию апарт-отеля составляют иностранцы, приехавшие в Ташкент минимум на месяц. Еще одна категория — люди, приехавшие из регионов в Ташкент по делам или для медицинского обследования и лечения.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Какая ситуация на рынке отелей в Узбекистане
Отель вышел на прибыль в течение двух недель. Доходность такого бизнеса составляет примерно 25−30% от оборота, но декабрь для нас оказался не слишком прибыльным. Мы потратили много средств на рекламу, которая сейчас стала ненужной: готовили флаера, спецпредложения и так далее. Мы же не знали, что получится сразу заполнить отель.
В целом, на рынке тяжелая ситуация. Туристический сбор — как кость в горле. В декабре 2020 года президент поручил продлить льготы для туристической отрасли до конца 2021 года. В итоге продлили финансирование для отелей в три-четыре звезды. Зачем же их субсидировать, а хостелы — душить?
У нас много отелей, которые даже не пытаются получить звезды, ведь за каждую звезду дополнительно к туристскому сбору нужно платить по 2% от БРВ.
Маленькие гостиницы тоже нужны. Нельзя сказать, что в хостелах живут только бедные, а в «звездных» отелях — богатые гости, все зависит от приоритетов человека. Есть состоятельные люди, которые планируют 90% времени провести в путешествиях. Они не будут платить $200 за номер, а потратят эти деньги на покупки и развлечения.
Поэтому я считаю, что для развития туристической отрасли нужно обратить внимание на стоимость авиабилетов и проживания.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В чем подвох туристского сбора
Возникают непонятные моменты, связанные с налогообложением. Я бы хотела серьезно отметить вопрос, связанный с государственной поддержкой туристической отрасли. С 2017 года в Узбекистане введен туристский (гостиничный) сбор. В связи с пандемией уплата этого сбора была приостановлена в качестве льготной меры для гостиниц.
По идее туристский сбор взимается с иностранцев за каждые сутки проживания в средствах размещения. Его размер зависит от нескольких факторов, например, количества номеров в отеле и его звездности — выходит где-то 5−25% от БРВ.
Возникает вопрос: почему беззвездный отель с десятью номерами платит одну ставку, а такого же уровня отель с 20 номерами — другую? Нигде в мире нет такой практики, чтобы туристический сбор зависел от количества номеров.
Туристам это невыгодно. По факту этот сбор может достигать 30% от стоимости проживания за сутки. Если раньше для иностранца хостел стоил около $8 в сутки, то вместе с этим налогом цена увеличивается до $11. В некоторых странах, например, в Грузии и Таиланде, такого нет.
В Узбекистане же сбор еще и высокий — средняя величина составляет порядка $4,25 и эти налоги ложатся в основном на туриста, а общепринятый турист, выбирая страну для путешествия, в первую очередь смотрит стоимость билетов и отеля.
Кроме того, у нас нет разделения понятий туризма и деловой командировки, как во многих странах мира. Многие иностранцы приезжают ко мне в отель на 30 дней, и за это время они платят налог примерно $60.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Возможно, узбекистанцы тоже будут платить налог. Недавно Госкомтуризм выставил на обсуждение проект указа президента, согласно которому планируется взимать туристический сбор и с местных туристов. Я боюсь, что и отечественные специалисты из других регионов будут вынуждены платить этот сбор.
Планы
Хотелось бы больше номеров. Этот отель надо было строить в четыре этажа, тогда постоянные затраты на каждый номер у меня были бы еще меньше. Сейчас соотношение постоянных затрат к количеству номеров неправильное, тот же штат плюс два человека могли бы обслуживать не 21, а 40 номеров.
Мы отказали многим клиентам в размещении, поэтому я бы хотела построить еще пару таких отелей в разных районах Ташкента. Я уверена, что бизнес надо делать там, где ты живешь. Пока же я хочу посмотреть доходность этого проекта, и уже потом планировать дальнейшие действия.
Со временем при отеле будут построены дополнительные площадки. Сейчас мы достраиваем летнюю террасу, хотим сделать зону барбекю и сдавать ее клиентам в аренду на пикники.