История частной школы «Дипломат» началась со знакомства мамы пятерых детей и учителя математики с 30-летним стажем. Говорят, что две женщины на одной «кухне» — это слишком. Но эти женщины не только нашли общий язык, но и создали успешную школу, которая не нуждается в рекламе. Где искать хороших учителей, стоит ли держаться за кадры и за сколько лет окупится частная школа, рассказала Хилола Саидаменова.

От идеи до школы

«Идея открыть частную школу пришла спонтанно и поначалу казалась безумной. Чтобы вы понимали — я мама пятерых детей. И на момент, когда я все это задумала, моему младшему ребенку было всего пять месяцев. Со старшими детьми мы поменяли несколько школ — государственные, частные. И все было не то: либо хорошая атмосфера, дети, классный руководитель, и не было учителя по какому-то предмету, либо наоборот — был хороший педсостав, но была напряженная обстановка среди детей.

Изначально я планировала организовать учебный центр. Думать об открытии целой школы я просто боялась. Но когда нашли здание — первое, недалеко от станции метро «Буюк Ипак йули», мы поняли, что это должна быть школа. Именно такая школа, о которой я мечтала для своих детей. Получается, в феврале-марте 2018 года мы решили создать школу, а в сентябре мы ее уже открыли. Тогда, три года назад, такой серьезной конкуренции на рынке не было. Было несколько частных школ, большая часть из которых принимала до 200−300 человек. И остальные — государственные. Мы же замахнулись на масштабы. Сегодня первая школа у нас рассчитана на 800 человек и вторая — на 450″, — поведала историю появления школы Хилола Саидаменова.


Найти и удержать кадры: лайфхаки

Главное в школе — отнюдь не красивые интерьеры и парты, хотя эти факторы тоже по-своему влияют на образовательный процесс. Главное — кадры. Учителя, которых бы дети помнили всю жизнь, цитировали и рассказывали о них всем вокруг. Сейчас не лучшая ситуация с образованием в школах. Учителей много, хороших мало. Тех, кто пришел в эту профессию не случайным образом, а по зову сердца, и готов отдавать себя полностью этому делу.


«Я горжусь тем, что я таких людей нашла. Сегодня общий штат двух школ составляет около 100 педагогов, не считая кружководов, психологов и прочего персонала. Смеюсь, когда вспоминаю, как я искала педагогов. Как настоящий разведчик или же как мама пятерых детей. Сидела в родительских группах в «Фэйсбуке» и «Телеграме», искала посты, читала отзывы про лучших в городе учителей. Потом уже пошла по школам. Стояла под дверью и слушала, как преподаватели ведут уроки, подходила к родителям, спрашивала их мнение. Это был глубокий и честный анализ. Но одно дело было найти хорошего учителя, а другое дело — уговорить его перейти в только открывающуюся частную школу, о которой еще никто не слышал и не знал.

Включала все свое обаяние и обещала, что никто из них об этом не пожалеет. А если конкретнее, то достойную зарплату, дружный коллектив, интересную работу и главное — статус учителя, уважение и престиж. Наверное, именно последнее оказалось ключевым фактором в принятии решения для многих преподавателей. Мы стараемся создать в школе такие условия, чтобы человеку было комфортно работать. Это прежде всего атмосфера, когда каждый учитель уважаем и ценен", — рассказала основатель школы «Дипломат» о том, как подбирала преподавателей.

Бизнес и образование

Пока Хилола Саидаменова искала учителей, она поняла, что в первую очередь нужен директор школы — руководитель, который стал бы ей опорой, разделял бы ее мнение, был бы с ней одной командой. И она нашла такого человека. Подруга Хилолы посоветовала сходить в 50-ю школу. Рассказала, что там работает один из лучших математиков в городе — Елена Натановна Кушнер. 27 лет она проработала завучем, а на тот момент, когда они познакомились, была простым учителем математики. Позже Хилола Саидаменова узнала, что тогда она переживала такой период в своей жизни, когда совсем хотела уйти из педагогики. Было много бумаготворчества и почти не оставалось времени на преподавательскую деятельность. По сути наступало эмоциональное выгорание.

«Помню, как пришла к Елене Натановне и с порога сказала, что мне нужен директор и нужна именно она. У Елены Натановны на тот момент уже было несколько предложений уйти в частный сектор, но она всем отказывала. У меня тоже шансов было мало. Тогда она мне резко сказала, что не могут бизнес и образование быть связаны. Я немного растерялась и, наверное, даже подумала, что она права. Что я вообще затеваю, какая школа. Но к тому времени здание уже было практически готово, отступать было некуда. Тогда я просто всеми правдами и неправдами уговорила ее сходить со мной в новую школу и посмотреть. Через несколько дней мы уже строили совместные планы, набирали учителей, проводили собеседования с детьми», — поделилась историей поиска директора школы Хилола Саидаменова.


Две женщины на одной «кухне»

"За эти три года мы ни разу не поссорились. Бывает, спорим, думаем, как сделать лучше, но все всегда конструктивно. И за это время мы обе убедились в том, что бизнес и образование все-таки могут быть связаны. Важно, чтобы предприниматель понимал, что такое образование. Это не торговля, это не промышленность, это даже не сфера услуг. Здесь нельзя прогибаться под клиента. Больше всего Елена Натановна боялась, что ей придется подстраиваться под желания детей и родителей, которые идут вразрез с целями и задачами образования.

По моей модели все должно быть наоборот. Родители вправе требовать от школы только знания и безопасность. Однажды у нас была такая ситуация, когда пятиклассник заявил учителю, что она должна делать то, что он говорит, потому что его мама платит. В тот же день мы позвали родителей и расторгли с ними договор. Не может быть у ребенка такое неуважительное отношение к учителю. Мы такого не допускаем. А если учителя не уважать, учиться у него нельзя. Эта позиция была выработана нами с самого начала. Это первое условие, которое поставила Елена Натановна. Мы должны создать команду специалистов, которым безоговорочно доверяем", — объяснила порядки школы Хилола Саидаменова.


Подбором педагогов занимается основатель школы «Дипломат» вместе с директором. Они всегда ищут харизматичных личностей, «зажигалочек», «маяков». Помимо профессиональных знаний и навыков для них важно отношение к детям, отсутствие раздражительности, усталости и нежелания работать. Учитель должен гореть своей работой.

«За эти годы я поняла одну простую вещь: нет универсальной методики. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Поэтому важна личность учителя. Однажды одна учительница мне сказала: „Когда я беру новый класс, моя главная цель — влюбить в себя детей. Если я смогу это сделать, то смогу их обучить чему угодно“. Как бы много человек ни знал методик, каким компетентным и умным он ни был бы, если он сам по себе неинтересный, монотонный, посредственный, то вряд ли он чему-то сможет научить. Дети просто не будут воспринимать информацию», — поделилась своим опытом подбора педагогов основатель школы «Дипломат».

Как быстро окупается бизнес

«За эти три года я поняла еще и другую истину: частные школы окупаются совсем не быстро. По крайней мере, мы до сих пор не окупили все вложения. И, думаю, для этого потребуется еще года три. Вначале думали, что все окупится к 2021 году. Но нет, в школу постоянно нужно вкладывать. С каждым разом входишь в азарт: видишь счастливые глаза детей, слышишь благодарности родителей. Делать хорошую школу — это очень затратно.

Но это не остановило нас открыть вторую школу. Во время пандемии я подумала, что неплохо было бы открыть еще и учебный центр. Меньше ответственности, меньше хлопот. Искали место. Нашли здание между ТЦ Poytaxt и «Бродвеем». И Елена Натановна сказала: «Хилола, а может еще одну школу?» И мы решили открывать вторую школу. К слову, о затратах: только на оснащение новой школы мебелью и техникой у нас ушло около 2 млрд сумов. Поскольку мы изначально не рассчитывали на такой глобальный рывок, пришлось взять кредит — порядка 170 тысяч долларов на оснащение мебелью и техникой", — рассказала об окупаемости бизнеса Хилола Саидаменова.


С кредитом получился интересный опыт. Основатель школы «Дипломат» столкнулась с тем, что не всегда можно взять нужную сумму на удобных условиях. В SQB, где она всегда обслуживалась и брала предыдущий кредит, ей предложили аккредитив с постфинансированием, однако это не устраивало поставщика в Турции. Пришлось срочно искать другой банк. Выбор пал на «Капиталбанк». Хилола Саидаменова готовилась к тому, что кредитная заявка будет рассматриваться долго. Но нет, рассмотрели за три дня без бюрократии и лишних документов. Сотрудники пришли, посмотрели школу, и через пару дней она уже получила деньги и рассчиталась с поставщиком. Благодаря этому она вовремя получила мебель и технику, чтобы подготовить все к приходу новых учеников.

Как набрать детей без рекламы

«Вы не поверите, мы не давали рекламу. Только открыли страницы в социальных сетях, где была вся необходимая информация о школе. Но в течение лета каждый день приходило от 10 до 40 человек. Мы удивлялись. Оказалось, дети к нам идут по сарафанному радио за учителями. Конечно, страх был, что вдруг мы не наберем классы. Но нет, дети приходят. Как показала практика трех лет, большой поток идет даже не летом, а с октября. Поэтому сейчас у нас уже нет паники. Вторую школу мы откроем, даже если в классах по 10 человек.

При этом мы берем не всех детей, проводим собеседование. Почему мы, условно, не берем слабых? Все говорят: «Да, конечно, вам удобно работать с сильными детьми». Нет, мы просто реально оцениваем ситуацию. Педагоги, какими бы они ни были, не волшебники. Мы не можем взять в седьмой класс ребенка с базовыми знаниями за пятый класс и нагнать их за две четверти. Мы берем на себя обязательства перед родителями, что к концу года ребенок будет знать программу, пропущенную по каким-то причинам за год или за два. Есть, конечно, исключения, когда дети и родители нагоняют годовую программу за одну четверть. Но это очень редкие случаи", — рассказала Хилола Саидаменова об опыте набора учеников.


Стоит ли доверять частным школам

«Этот вопрос часто встает перед родителями. Соглашусь, что школы школам рознь, и мои дети в свое время поменяли ни одну школу. Но и установки у родителей настолько разные, что не стоит сразу во всем винить школу. Считаю, что нужно просто выбрать то, что нужно родителю и ребенку. Есть школы, специализирующиеся на точных науках. Есть школы, дающие уклон на языки. А есть просто комфортные продленки для работающих родителей с девяти до шести. Поэтому нельзя сказать, что есть плохие частные школы или хорошие. Есть школы с разными установками», — объяснила различия школ Хилола Саидаменова.


К примеру, в «Дипломате» не делают конкретный уклон на один предмет. Цель школы — воспитать разностороннюю личность, которая умеет хорошо и правильно говорить, любит читать, интересуется искусством, мыслит логически, понимает основы точных наук и легко находит объяснение каких-то явлений и процессов. Отсюда и название нашей школы.

«Мы не готовим дипломатов как профессию, мы готовим дипломатов по жизни. Гармоничные личности легко находят свое место в жизни, способны работать и управлять коллективом, добиваться вершин. Мы показываем детям все и предлагаем выбрать то, что им больше нравится, то, что у них лучше получается», — рассказала основатель школы о подходе к детям.

На правах рекламы.