25 января, прождав несколько часов в ожидании возвращения электроэнергии, небольшой магазин «Пятерочка» формата «у дома» был вынужден закрыться.

«Без электричества мы элементарно не можем пробить товары на кассе. За день простоя мы потеряли около 3 млн сумов», — говорит менеджер магазина Ахмад Авазов.

По его словам, раньше магазин практически не сталкивался с перебоями в электроэнергии. Но после недавнего блэкаута владельцы планируют купить электрогенератор.

Массовое отключение электричества началось 25 января около 11:00 и охватило не только города Узбекистана, но и некоторые регионы Казахстана и Кыргызстана.

Причиной стала крупная авария на единой электросети Средней Азии. К вечеру того же дня Минэнерго сообщило о полном восстановлении подачи электроэнергии в столице и нескольких областях Узбекистана. Работы по восстановлению электроснабжения по всей республике были завершены лишь 27 января около 16:00.

«Когда отключили электричество наши фабрики выполняли экспортные заказы: европейских, российских и других заказчиков. Я в этот момент как раз с нашим самым крупным заказчиком переступил порог нашей красильной фабрики. Это было ровно в 11:00. Мы подумали, что это локальное отключение, наши энергетики стали нервно звонить в местные инстанции, те не понимая причину, пытались нам помочь. Но потом выяснилось, что это глобально», — вспоминает сооснователь Chust Textile Жамшид Исматуллаев.

Фабрики компании расположены в Наманганской области. После долгого ожидания партнеры были вынуждены вернуться в Ташкент. Заказчик, который приехал в Узбекистан специально для осмотра хода производства и принятия решения по новым заказам на этот год, вернулся в Москву.

«Мы так и не смогли обговорить наши новые заказы на 2022 год. Этот контракт для нас потерян», — говорит предприниматель.

Люди скупали воду и свечи

Директор другого магазина Зохид Ниезов рассказал корреспонденту Spot об увеличении продажи воды и свечей в 10−15 раз.

«Дополнительной прибыли это не принесло, так как мы не повышали цены на эти товары, но позволило не уйти в убыток. Хорошая мощность холодильного оборудования позволила сохранить все продукты в целости», — добавил он.


О росте спроса на воду сообщил также управляющий сети супермаркетов Makro Роман Сайфулин:

«В этот день был очень большой наплыв покупателей в работающие магазины. Сильно вырос спрос на негазированную воду в первую очередь 10 и 5 литров, далее в более мелкой упаковке, свечи, спички, фонари, батарейки. Это также повлекло дополнительную нагрузку на распределительный центр и логистику, для своевременной поставки воды в крупногабаритной таре и перемещение из неработающих магазинов», — отметил он.

В момент отсутствия электроэнергии, из 112 магазинов сети работало 40 магазинов (21 — в Ташкенте, 19 по стране). В основном это были большие супермаркеты, оснащенные дизель генераторами. Закрытыми были магазины формата express и ряд супермаркетов, где не было возможности подключить генератор.

Бизнес был частично готов

В Узбекистане бизнес не редко сталкивается с отключением электроэнергии. На такие случаи многие компании имеют генераторы, чтобы обеспечивать бесперебойность работы.

«В целом большая часть магазинов оснащены стационарными дизель-генераторами, для единичных отключений электроэнергии у нас предусмотрены мобильные дизель-генераторы, которые выезжают по необходимости. До включения резервного питания, холодильные камеры могут держать до 3−4 часов», — сказал Роман Сайфулин.

«К сожалению, у нас нет генераторов в каждом нашем магазине. Но даже их наличие не позволит долгое время поддерживать сохранность продуктов. Поэтому командой было принято решение перевезти свежие и скоропортящиеся товары на склад, где у нас был достаточно большой запас топлива», — сказал директор по продажам Schiever (французская сеть магазинов bi1) в Узбекистане Исмаэль Жермен.

По его словам, это позволило всем магазинам сети избежать убытков.

Основатель сети ресторанов Yaponamama, Mayor Tayyor и суши-бара Kaizen Евгений Пак отметил, что раньше отключения электроэнергии были веерными. Когда отсутствовало электричество в одном районе, компания могла заменить «выбывший» ресторан другим заведением сети. В этот же раз без света остались все.

Как отметил сооснователь Chust Textile, у компании достаточно мощный дизельный генератор.

«Его основная задача — не допустить порчи тканей во время крашения при внезапном отключении электричества. Конечно, финансово нецелесообразно красить ткани, используя дизельное электричество, поэтому мы включаем его только в экстренных случаях», — отметил он.


Фабрика Gulzor компании Chust Textile. Фото: архив компании

Жамшид Исматуллаев также рассказал о планах по внедрению зеленой энергетики, в частности, компания планирует установить солнечные панели.

«Мы уже ведем переговоры по этому поводу. К сожалению, аккумуляция энергии себя пока не оправдывает и мы собирались использовать солнечную энергию напрямую, подключив в нашу общую энергетическую сеть. То есть, когда есть солнце, будет солнечная энергия. А вот при таких блэкаутах это нас не спасет», — подчеркнул предприниматель.

«Генератор покупать не планируем. Такое удовольствие не из дешевых, да и времени понадобится для его окупаемости не мало», — говорит Умиджон Салимов, менеджер одного из магазинов «у дома».

Упущенная прибыль

В связи с отсутствием электроэнергии была прекращена работа многих сфер бизнеса. Оценить ущерб всей экономике еще только предстоит. А бизнес уже подсчитывает убытки.

«После пары часов без света мы решили закрыть магазин. Дело в том, что без электроэнергии компьютеры и вся система не работают. В связи с этим мы не можем пробить товар. Если говорить об убытках, то у нас почти три миллиона потерь», — отметил Салимов.

Как отметил представитель сети Makro, пока сложно оценить масштаб ущерба:

«Мы постарались сделать своевременное перемещение замороженных товаров и товаров с температурным режимом, но допускаю, что была порча в категории молочных товаров», — говорит Роман Сайфулин.

Основатель сети ресторанов Yaponamama отмечает, что назвать точные цифры потерь пока тяжело, в связи с кратковременностью данной ситуации.

«Ситуация выбила нас из обычного режима. Все рестораны сети Yaponomama и остальные проекты мы перевели в нерабочий режим. Сгорели стабилизаторы и электропроводка, мы подключили генераторы для поддержания нужной температуры в камерах хранения, чтобы сохранить продукты в надлежащем виде. Последствия, конечно, отразятся на выручке наших заведений с учетом всех непредвиденных расходов. Но сейчас сложно назвать какие-либо цифры. Могу лишь точно сказать, что мы понесли значительные убытки, которые войдут в общую сумму ущерба», — делится Евгений.


Фото: facebook.com/yaponamama.uz

В некоторых компаниях убытки исчисляются сотнями тысяч долларов:

«Пока рано считать убытки, поскольку блэкаут для нас частично продолжается. Мы точно потеряли несколько производственных дней, это минимум 100 тыс. изделий или около $250 тыс. в товаре, что мы могли произвести и продать. Также пока неясно, как наше высокотехнологичное оборудование себя проявит после блэкаута, нужно время, чтобы проверить все. Если оно повреждено, то счет может идти на миллионы долларов», — говорит Жамшид Исматуллаев.

Сегодня можно лишь догадываться, какие потери у общепита и других сфер всего за один день без электричества.

При этом не только отсутствие электроэнергии тормозит работу и приносит дополнительные расходы, но и перебои в подаче других ресурсов — газа, воды интернета.

«Сейчас, как известно, в регионах есть проблемы с газом, без которого не возможно красильное производство», — отметил сооснователь Chust Textile.

Евгений Пак добавил, что перепады напряжения после запуска электростанций повлияли на работу серверного оборудования, которое обеспечивает работу колл-центра. Это вызвало определенные трудности в оформлении заказов на доставку.

«Проблема с давлением газа в ресторанах существует. Но наши филиалы справляются с объемами, так как большая их часть использует электрическое оборудование», — добавил он.

Как восстанавливается бизнес

По словам управляющего Makro, сейчас работают практически все магазины сети, за исключением тех, что попадают под веерное переключение электроэнергии. На второй день после энергоаварии компания занималась отгрузкой товаров, которые были в аутофстоке после наплыва покупателей 25 января.

Все рестораны сети Yaponamama, включая те, что расположены в регионах Узбекистана, также работают в штатном режиме. Компания также возобновила доставку.

«Мы не знаем, когда заработаем полноценно. Кроме света нам нужен газ! Заказчикам, к сожалению, пришлось писать письма, информируя о проблемах и с просьбой добавить нам в сроках исполнения», — говорит Жамшид Исматуллаев.

При этом предприниматели сошлись во мнении, что блэкаут — исключительный случай, и готовиться к аналогичным ситуациям нет необходимости.

«Для дополнительной подстраховки, скорее всего мы увеличим количество мобильных дизель-генераторов», — отметил управляющий сети супермаркетов Makro.

По словам сооснователя Chust Textile, блэкаут такого масштаба происходит впервые за его многолетнюю практику.

«Надеюсь, такое больше не повторится». — выразил надежду Исматуллаев.

Предприниматели также с благодарностью отметили работу своих сотрудников в чрезвычайной ситуации.

«Во многом я благодарен всем, с кем работаю. Ведь каждая подобная ситуация требует от нас оперативного принятия решений, направленных на минимизацию потерь и убытков по всем ресторанам сети. Поэтому, когда у тебя дружная, сплочённая и квалифицированная команда, то можно справиться с любой ситуацией», — заключил Евгений Пак.