Квест — это логическая игра для компании из 3−4 человек. Игроки находятся в помещении, откуда должны выбраться за определенное время. В Узбекистане помимо логических, большим спросом пользуются хоррор квесты.

Игры бывают для детей и взрослых, страшные или веселые, с участием актеров, которые в некоторых случаях даже могут контактировать с игроками. Объединяет их всех одно: участники разгадывают загадки, чтобы выбраться из западни.

С какими сложностями можно столкнуться при создании квеста и насколько это прибыльный бизнес Spot рассказала основательница квеста «Ловушка» Юлия Гладилова.

Как пришла идея

Я не планировала создавать квесты. Несколько лет назад пришла идея открыть лазертаг (лазерный пейнтбол — прим. Spot). Когда мы нашли производителей, которые нас устраивали, оборудование нужно было ждать полгода. Появилось свободное время и именно тогда я случайно попала в квест. Прошла несколько игр и поняла, что хочу и смогу создать свой. Мы с мужем решили попробовать.

Нас как будто в воду кинули: мы не понимали, что и как делать. Тем не менее запустили одновременно два квеста: «Призрак оперы» и «Чокнутый профессор». Это были очень маленькие, но насыщенные логические квесты с достаточно простыми заданиями, которые позднее переросли в легкий перформанс с актерами.

Сейчас в нашей сети четыре квеста: логические «Сокровище нации» и «Чертова дюжина», а также хорроры «Ведьма» и «Отель».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Я делала ставку на то, чтобы были квесты разных форматов для охвата большей аудитории. Сейчас мой любимый жанр — это приключения. В таком жанре есть актеры, с которыми можно взаимодействовать, кроме того, такую игру не так страшно проходить. Поэтому, акцент сейчас делаем именно на такие квесты.

Запуск и окупаемость

Много денег было потрачено впустую, потому что это был первый раз. Мы не знали, например, где дешевле закупить разные механизмы и какие-то приспособления. Во время ремонта помещения привлекли широкий спектр рабочих, с которыми возникали недопонимания.

Все приходит с опытном, и я считаю, что это была некая плата за обучение.

На тот момент, общая сумма затрат на создание двух квестов составила примерно $5 000.

Объект

Сумма (в долларах)

Аренда

2000

Ремонт

1500

Аппаратура

400

Механизмы

200

Мебель

600

Декорации

50

Реклама

250

Нам понадобилось три месяца, чтобы выйти в ноль. Это была фантастика! Так быстро не окупался еще ни один бизнес.

У нас было сумасшедшее количество игр. Тогда мы работали вдвоем с мужем и могли проводить до 20 игр в день. Это очень много и работать в таком темпе довольно сложно. Порой доходило до нервных срывов. Но мы очень быстро отбили инвестиции, и я была поражена этому.

Сегодня цена на игру варьируется от 300 до 500 тыс. сумов за команду. Говоря о количестве игр в день, у меня был рекорд, когда на 2 квеста я провела 22 игры. Это было очень много, но так как квест был логический, было проще.

Там, где задействованы актеры, сложнее. После проведения 5−6 игр они физически сильно выматываются. В среднем, хорошим днем считается, если проведено порядка 5−7 игр.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Зарплата у сотрудников разная. Например, администратор, которая курирует всю сеть — занимается набором персонала, общением с клиентами, бронированием, содержанием квеста в надлежащем виде, закупом необходимых вещей и т. д. — получает 3 млн сумов и определенные бонусы. У актеров есть гарантированный доход (1,5 млн сумов) и проценты с игр. Также у нас есть «запасные игроки», которые при необходимости заменяют наших актеров и выходят на разовые игры. За каждую игру они получают фиксированную плату.

Выбор локации

При выборе помещения было два основных критерия: невысокая цена и наличие арендных каникул. При этом находиться оно должно было недалеко от центра и рядом с моим личным местом жительства. Так как игры зачастую проводила я сама, мне было важно иметь возможность добраться до квеста в течение 15 минут. Это позволяло мне не находиться все время на месте, а приходить лишь в назначенное время.

Я старалась смотреть помещения при самых плохих погодных условиях, чтобы увидеть состояние после дождя и снега, например. Также важна проветриваемость, потому что квесты застраиваются очень плотно, а если в открытом помещении не будет воздуха, то в застроенном будет невозможно дышать. Комфорт во время игры на первом месте.

Немаловажный фактор — понимающие владельцы. Как правило, в любом месте можно создать подходящие для себя условия, но если с владельцами не удалось найти общий язык, то что не делай, долго там работать будет невозможно.

При этом никаких особых условий в договоре никогда не прописывали. Потому что мы берем под аренду помещение без ремонта и отделки. Например, для первых квестов взяли подвальное помещение, которое было складом. Мы вывезли оттуда около 3−4 машин мусора. Там никаких дополнительных условий быть не могло, хозяева всегда были счастливы, что мы хотя бы приводили помещение в жизнеспособный вид.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Часто выбирали подвальные помещения, потому что они создают дополнительную атмосферу. Исключением являются только детские квесты. У родителей зачастую предвзятое отношение к подвалам. Я сама как мать понимаю, что мне приятнее своего ребенка отвести в чистое, теплое и проветриваемое помещение.

Механизмы и декорации

Все механизмы и декорации выполнялись и разрабатывались нами. Потому что довольно сложно работать с творческими людьми, а с электронщиками — еще сложнее.

Для создания декораций порой привлекали художников, бутафоров. Но, если есть идея, в большинстве случаев несложно реализовать все самому.

Также работаем с несколькими электронщиками, которые могут продумать схему и механизмы. Но они сложнее творческих людей. Поэтому, если какие-то схемы я могу продумать сама, стараюсь не привлекать сторонних специалистов.

Сценарии

Сценарии я придумываю сама, для меня это не составляет особого труда. Самая сложная часть — это не написание сценария, а постановка игры. То есть в сценарии прописывается сюжетная линия, на этом этапе придумываются задания. А во время постановки шаг за шагом выстраиваются все этапы игры уже на месте.

Например, при создании квеста «Ведьма» у нас на это ушло около трех недель. Выверяли все до миллиметра, до доли секунды, чтобы обеспечить безопасность игроков и актеров.

Лучшее время для посещения квеста — через 2−3 месяца после его открытия. Откатывается весь сценарий, остаются только лучшие моменты и выходы.

Были случаи, когда сценарий писала команда с моим минимальным участием. Например, полгода назад у нас вышел новый сценарий «Гренни», который проходит на локации «Ведьмы». Идея пришла за час, как очевидная вещь со старым домом и бабкой. Буквально в этот же день я прибежала, схватила администратора, посадила оператора за пульт, и мы пошли откатывать сценарий. Это все произошло за день, даже меньше. После этого мы просто почистили сценарий, откатали все выходы, подключили всех сотрудников и запустились.

Я считаю, что «Гренни» был подарком. Сейчас около половины игр приходится именно на этот квест.

Что касается продажи сценариев, то я никогда этим не занималась. Были случаи, когда меня просили с нуля построить квесты в других городах, но я не решалась браться за это.


На мой взгляд имеет смысл продавать именно постановку игры. Любой сценарий можно вытянуть во время постановки, даже с двух-трех заданий можно дотянуть до полноценного квеста.

Набор персонала и обучение

Изначально мы работали вдвоем с мужем. Со временем поняли, что нам нужны еще люди.

Актеров ищем по объявлению. С кандидатами беседуем, предлагаем выполнить небольшие тесты, показать возможности голоса и пластики. Как правило, на этом этапе отсеивается до 70% претендентов. С прошедшими отбор проводим один день: он проходить квест в качестве игрока, рассказываем, что и как устроено. Нам достаточно 3−4 часов, чтобы понять, подходит нам человек или нет. Если и нас и его все устраивает, то мы продолжаем работать.

Далее начинатся процесс обучения. Проводим тестовые игры, порядка 10, чтобы новый сотрудник привык к своей роли. Только после этого запускаем его в игру, он встает в график и начинает обучаться всем остальным позициям. Потому что каждый наш сотрудник умеет работать абсолютно на любой точке и в любой позиции.

Конкуренция

Специфика квестов такова, что пройдя однажды игру — решив все задачи, увидев «фишки», второй раз ее проходить не имеет смысла. Хотя, бывают исключения. Поэтому на рынке как таковой конкуренции нет.

Все участники скорее друг другу являются дополнительной рекламой: игроки после прохождения квеста спрашивают, куда еще им можно сходить. В таком случае мы советуем квесты наших однополчан. Мы отправляем наших сотрудников проходить другие квесты, чтобы они имели представление, что советовать. Это конечно все объективно происходит.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Некоторые наши клиенты проходят один квест не один раз. Это наши фанаты. Для них мы постоянно придумываем что-то новое, чтобы им каждый раз было интересно проходить одну и ту же игру. Они являются самым большим стимулом для новых сценариев.

Тренд на квесты

Несколько лет назад был настоящий бум квестов. Они были очень популярны. Думаю сейчас они заняли свою нишу, если в начале развития этого направления в стране спрос на игры был очень высок, то сейчас он вошел в стабильную колею.

Когда мы только начинали, казалось, что квесты будут популярны года 3−4. Это была лишь гипотеза, потому что нам не на что было ориентироваться. Сейчас понимаю, что даже через 6−7 лет работы спрос не падает, одно поколение игроков сменяет другое. Единственное, что может устаревать — это какие-то механизмы или фишки. Они могут становиться слишком примитивными, но их всегда можно заменить на что-то новое.

Я часто слышу от окружающих: «Квесты до сих пор существуют? Это странно». Вот и мне странно такое слышать, учитывая то количество игр, которое у нас бывает, особенно в праздники. В праздничные и выходные дни, как правило, брони у нас ставятся задолго. Например, на новогодние праздники играли нон-стоп практически круглосуточно. Одни актеры сменяли других и это было очень тяжело. То есть, сказать, что жанр вымирает я не могу.

Реклама

Сейчас мы уже не покупаем рекламу, но продолжаем вести страницы в социальных сетях. Раньше мы достаточно много сил прилагали для продвижения и потратили на это много денег. Со временем реклама перестала себя оправдывать и уже около года мы ее не используем.

С самого начала реклама была на Facebook и она, конечно, всем «срывала крышу». Стоило проплатить один пост, как через полчаса телефоны разрывались, и на протяжении двух недель игр было невероятное количество. Но потом такого эффекта не стало. Самая большая реклама — это от других квестов, потому что игроки так или иначе спросят, куда им пойти дальше.

Иногда проводим акции сами или совместно с другими квестами. Например, недавно проходила акция «Закрытая вечеринка», где мы объединяли 2 локации — «Отель» и «Ведьму». Это подразумевает, что мы не можем брать игры по отдельности, потому что сейчас все силы задействованы на акцию. Но запросы на отдельные прохождения не угасают.

Акции, как правило, занимают весь день. Количество игр в эти дни достигают 12−13. Это страшно выматывает, у актеров нет ни минуты свободного времени в такие дни. Это мероприятие довольно сложное, но оно еще сложнее, если в акции задействован другой квеструм.

И хорошо, если это проводится на чужой территории. Потому что за время игр, разламывается все, что было не сломано до этого. И после акции, нам еще нужно время на восстановление.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В дни акции спрос конечно выше, но мы и стимулируем этот процесс больше. Мы обзваниваем клиентов, даем рекламу, даем анонс во всех наших соцсетях. Люди с удовольствием идут, особенно те, кто нас уже знает.

Планы

Лазертаг мы все же запустили. И сейчас объединили две версии квеста с лазертаг. Также разрабатываем сценарий для нового квеста.