Комитет по развитию конкуренции изучает ситуацию с предполагаемым доминированием Yandex Go на рынке агрегаторов такси Узбекистана. Об этом заявила пресс-служба ведомства.

С октября 2022 года комитет проводит полномасштабное исследование рынка такси и направляет запросы в профильные госорганы. Кроме того, в ноябре представители «Яндекса» представили информацию о механизмах ценообразования и рассмотрения обращений клиентов.

«Вопрос, почему „Яндекс“ не создал в нашей стране юрлицо, не входит в компетенцию комитета», — отмечается в сообщении. В ведомстве считают, что по этому вопросу требуется слаженная работа всех ответственных ведомств в Узбекистане.

При этом отмечается, что многие мировые цифровые платформы оказывают услуги узбекистанцам без регистрации в стране юрлица. Это создаёт трудности для антимонопольного регулирования и в частности анализа их работы, признают в комитете.

Согласно положению о признании хозяйствующего субъекта доминирующим на рынке, регулятор наряду с данными об объёмах производства, реализации, импорта и экспорта товаров, а также оказанных услуг должен запрашивать копию свидетельства о регистрации предприятия.

С учётом особого положения в сфере регулирования цифровых площадок в новую версию закона «О конкуренции» для них были внесены специальные нормы. 2 марта Сенат одобрил законопроект.

Комитет в течение февраля 2023 года направил запросы в Yandex N.V. (головная международная структура «Яндекса» в Нидерландах), Yandex Europe AG и Ridetech International.

Ведомство запросило сведения о числе пользователей приложения Yandex Go среди водителей и пассажиров, число транзакций и перевозок, общий оборот объёма услуг по перевозке, а также размер взимаемых сервисом и таксопарками комиссий. Результаты анализа комитет обещал опубликовать в СМИ.

О чём речь

28 февраля экономист Отабек Бакиров опубликовал в своём телеграм-канале пост о Yandex Go. Он отметил многочисленные жалобы на низкое качество работы сервиса, обратив внимание на жалобу Шахнозы Соатовой об отказе везти её за безналичную оплату.

«В нормальных странах на подобные ситуации первыми должны обращать внимание антимонопольные органы», — заметил Бакиров и добавил: «Но где они? Почему антимонополия [в Узбекистане] настолько слепа и беспомощна? Или ей приказано быть такой?»

Блогер заметил, что Yandex Go, занимающий положение главного агрегатора такси в Ташкенте и областных центрах Узбекистана, не имеет в стране ни статуса юрлица, ни постоянного представительства. При этом в Алматы работает офис «Яндекс.Такси», указал он.

Экономист обратился к Налоговому комитету и другим госорганам с вопросом, на каких правовых основаниях Yandex Go работает в Узбекистане, где и сколько она платит налогов. Также он поинтересовался, почему сервис до сих пор не числится в реестре доминирующих компаний.

Взгляд Yandex Go

После публикации материала пресс-служба сервиса такси прислала Spot комментарий. В компании подчеркнули, что работают в Узбекистане в соответствии с законодательством.

Yandex Go предоставляет партнёрам услуги удалённо из-за пределов страны, указали в компании. Подобные сервисы уплачивают налоги в соответствии с применимыми актами законодательства по месту регистрации.

«При этом наши партнеры — таксопарки и их водители, зарабатывающие благодаря платформе Yandex Go — несут ответственность за уплату налогов и сборов в Узбекистане в отношении услуг перевозок, которые они оказывают», — добавили в компании.

Ранее Spot писал, что антимонопольные органы Казахстана ведут расследование против «Яндекс.Такси».