Компания GIZ при поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) выпустила отчет о текущем состоянии и перспективах текстильной промышленности Узбекистана. Spot ознакомился с исследованием (копия есть у редакции).
Авторы подробно рассматривают стратегические направления и сценарии для роста и развития сектора, чтобы достичь цели по увеличению экспорта до $9−10 млрд. В документе указаны основные шаги, которые помогут Узбекистану занять устойчивые позиции на международном рынке, справиться с вызовами и увеличить производственные мощности.
Расширение рынков сбыта
Для Узбекистана одной из приоритетных задач является выход на новые рынки, поскольку большая доля текущего экспорта текстильных товаров ориентирована на соседние государства.
Экспорт готовой продукции из Узбекистана в 2023 году превысил $1,5 млрд, более 90% из которых было отправлено в СНГ.
Для достижения амбициозных целей по увеличению экспорта и диверсификации рынков республике необходимо сфокусироваться на экспансии в Европу и США.
Европейский рынок открывает перед Узбекистаном большую перспективу, поскольку в регионе у страны есть несколько конкурентных преимуществ:
- статус GSP+, предоставляющий значительное ценовое преимущество;
- географическая близость, что позволяет предложить короткие сроки доставки продукции;
- относительно низкие издержки на оплату труда и коммунальные услуги по сравнению с другими поставщиками текстиля.
Для завоевания европейского рынка Узбекистану нужно не только увеличивать объемы поставок, но и улучшать качество своей продукции.
В GIZ отмечают высокие требования европейских покупателей по качеству и устойчивости производства, поэтому будет важно не только адаптировать продукцию под стандарты Евросоюза, но и укреплять международную репутацию Узбекистана как надежного и ответственного поставщика.
В частности, это предполагает активное участие в международных выставках, создание представительств за рубежом и развитие системы сертификации в соответствии с международными стандартами.
Улучшение условий для ведения бизнеса
По мнению авторов исследования, Узбекистану также предстоит проделать большую работу для создания благоприятных условий для бизнеса, особенно для иностранных инвесторов.
По данным отчета Всемирного банка, страна занимает не самые высокие позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса, и правительство уже приступило к реформам для улучшения этих показателей.
В основные направления работы GIZ включает:
- облегчение таких процедур, как регистрация собственности и получение кредитов, а также сокращение налогового бремени;
- снижение затрат на финансирование, особенно для компаний, работающих по международным стандартам отчетности (IFRS).
Импорт и расширение производства сырья
В условиях изменения структуры мирового спроса на текстильные материалы, когда хлопок постепенно вытесняют синтетические волокна, GIZ рекомендует республике адаптировать свои производственные мощности под новые требования мирового рынка текстиля.
На сегодняшний день хлопок составляет только 20−25% мирового потребления волокон, тогда как синтетические волокна, такие как MMF (Man-Made Fibers), занимают приблизительно 70% рынка.
Узбекистану, где традиционно производится большое количество хлопка, предстоит модернизировать свои мощности и диверсифицировать производство, чтобы удовлетворять спрос на более сложные и современные текстильные материалы.
Производство и импорт синтетических волокон (MMF) — это один из ключевых аспектов, на который Узбекистан намерен сделать ставку. Потребление волокон в Узбекистане к 2026 году планируется довести до 1,6 млн тонн, из которых минимум 30% должны составлять MMF.
Ранее Spot писал, что в Узбекистане тариф за ручной сбор хлопка увеличили до 2 500 сумов за 1 кг.