У меня есть план
В собственный бизнес я пришел, чтобы реализовывать личные цели. С детства мне нравилось IT-направление. Правда, все говорили, что этой профессией семью не прокормить — в 2000 году она была невостребованной и малоизвестной. Но все же решил пробовать.
Я построил план личных достижений до 35 лет. Это был совет от знакомого из Кореи — у них популярна такая техника планирования жизни. Смысл заключается в том, что сначала вы выбираете конечную цель, например, в какой сфере хотите преуспеть и потом делаете шаги в обратном направлении: какое образование нужно для этой специальности, какой университет и так далее. Имея четкий план, жизнь становится ясной. Еще одна важная привычка — подведение итогов года и постановка целей на будущий. Обычно пока все празднуют Новый год, я сижу с блокнотом и планирую наступающий.
Мои цели до 35 лет никак не совпадали с работой в найме. При этом я не хотел быть предпринимателем: когда ты предприниматель — руководитель не ты, а все твои сотрудники и клиенты. Меня это не устраивало, но понимал, что без открытия компании я не достигну поставленных целей к 35 годам.
В плане было прописано: сколько буду зарабатывать, какая будет семья и дом, сколько увижу стран. Также абстрактно описал команду. Основную цель в карьере достиг — создать компанию с капитализацией более $7 млрд.
Сейчас мне 40 и у меня есть следующий план — до 50 лет. Теперь приоритеты изменились и больше касаются нематериальных достижений. Например, развитие социального направления компании.
Путь в IT
Образование получил в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) заочно по направлению прикладное программирование в экономике, а также в Высшей школе бизнеса в Узбекистане.
Но практические знания получил благодаря самостоятельному обучению. Я нашел нескольких преподавателей по языку Java, который в 2002 году был новым для нашей страны. За трехмесячный курс заплатил $300, брал каждый месяц по $100 в долг. Чтобы вернуть деньги работал в магазине.
До 28 лет я был наемным сотрудником — переходил из одной компании в другую не ради зарплаты, а чтобы получить опыт. И это всегда сопровождалось снижением дохода. Например, зарабатывая $2000, мог перейти туда, где платят $1000 или $700. Я работал инженером-разработчиком в Fido-Biznes и тренером по Oracle в Softline.
Работая в Softline, в свободное время занимался разработкой Smartup. Планировал продолжать совмещать обе деятельности, чтобы не терять стабильный доход, но из-за конфликта по вопросам развития компании принял решение уходить из найма. Это был толчок начать свое дело, находить клиентов. На момент ухода я уже внедрил первую версию Smartup.
Smartup — это универсальная платформа для автоматизации бизнес-процессов компаний, где есть продажи, торговый маркетинг, финансы, складской учет. Она работает как гибкий конструктор, позволяя адаптировать систему под конкретные задачи бизнеса на 90%. С помощью Smartup компании могут автоматизировать контроль продаж и товарных остатков, отслеживать в реальном времени работу торговых представителей и управлять промоакциями в розничных точках.
Отмечу, что Smartup подходит не только дистрибьюторам или производителям FMCG-сектора, но и телекоммуникационному сектору. Наши клиенты — крупные сотовые операторы, автопроизводители, производители строительных материалов, бытовой техники, фармацевтический бизнес, а также сферы, где есть полевые сотрудники, которым необходимо собирать информацию и контролировать выполнение определенных действий.
Фото: личный архив героя
К разработке Smartup пришли благодаря моему другу Шухрату Ниязметову, который и стал первым клиентом. Тогда он работал в представительстве компании Mars в Узбекистане. Другу был нужен продукт, чтобы не приходилось работать с данными вручную. Также был запрос по автоматизации приема заказов и поставок. На разработку первой версии ушло три месяца. Нам заплатили около $700−1000 — это были копейки, но приятные. В той версии функции были простые: прием заказов и учет остатков. Позже добавили рекомендованные заказы, и все это работало на Windows Mobile.
Потом нашли и других клиентов, например Pepsi. Тогда хорошо работало сарафанное радио, новые клиенты узнавали о нас от знакомых, которые уже оценили наши услуги.
Первое время продукт создавал вместе с другом — Ортигали Базаровым, который уже несколько лет работает в Google в команде AI. Начинали, по классике, дома. Большинство стартапов зарождались в гаражах, например Apple. Изначально я тоже программировал и участвовал в разработке. Когда Smartup находил свою нишу на рынке, над ним работало всего три специалиста.
Первые 7−8 месяцев платил зарплату сотрудникам сам, зарабатывая на аутсорсинге — разрабатывал и оптимизировал веб-сайты, консультировал. При этом ходил на работу пешком и брал с собой обед — приходилось экономить, для меня было важно оплачивать труд своевременно.
В начале пути мы столкнулись с несколькими сложностями. Во-первых, бизнесмены не верили, что локальный софт решит их проблемы. Также клиенты боялись переносить процессы в цифровой мир, перестраивать традиционный бизнес. И третье — никто не был готов платить за продукт, покупать программу легально с лицензией.
Smartup — это локальная разработка. Разумеется, сама идея автоматизации не новая, но реализация полностью наша. К решению проблемы бизнеса подошли исходя из требований и правил рынка того времени, за счет чего наш продукт начали активно подключать.
Все еще часто слышу, что наш продукт разработали не местные специалисты. Некоторым клиентам кажется, что такой продукт не могли создать в Узбекистане. Сидеть и доказывать — не в моем стиле. Поэтому принимаю это как высокую оценку нашего продукта.
На сегодняшний день мы одни из лидеров рынка в Узбекистане, а также работаем в Казахстане и Кыргызстане. Мы работаем с такими брендами, как Pepsi, Nestle, Lactalis, Hydrolife, Rozmetov, Henkel, Meros Pharm, SERENE Group, Bayer, Uzum Nasiya, Beeline, UCell, ARTEL, Samsung, AKFA и многими другими.
Изначально наш выход на рынки Казахстана и Кыргызстана не был запланированной экспансией. Все произошло естественным образом — благодаря нашим клиентам в Узбекистане (Hydrolife, Dinay), которые вели бизнес в соседних странах и сами попросили установить Smartup у своих дистрибьюторов. Позже, когда мы начали масштабироваться, стало очевидно, что приложение требует адаптации, чтобы показывать результаты на том же уровне.
За 13 лет компания прошла путь от создания CRM-системы до перехода к ERP-системе, что позволило расширить функционал и улучшить управление бизнесом. Также активно развиваем финансовое направление.
Почему Green White Solutions
Компания Green White Solutions была зарегистрирована случайно. С командой мы уже во всю работали над Smartup и один из клиентов сообщил, что сможет рассчитаться только перечислением — для этого нам понадобилась регистрация. Процесс начали в конце 2011 года и получили регистрацию в январе 2012 года.
Почему компания называется именно Green White Solutions, а не Smartup? Мы планировали выпускать и другие продукты внутри компании помимо Smartup, поэтому было нужно другое название. Мы обращались к специалистам, чтобы нам помогли подобрать правильное наименование — за услуги заплатили около $500. В списке были и креативные предложения, но они, к сожалению, уже были зарегистрированы. Наш вариант был Green White. В хокимияте сказали, что если добавим слово Solutions, то зарегистрируют, так как такое имя было свободно.
«Главная цель — открыть компанию, а потом уже и переименовать можно», — думали мы. В итоге так и осталось: Green White Solutions, и нам нравится. Автоматизация считается частью green-экономики, наш бизнес помогает экономить природные ресурсы, например бумагу. Также мы ежегодно инвестируем в посадку деревьев.
Команда GWS. Фото: личный архив героя
Сегодня оборот Smartup составляет более $3 млн в год, компания активно инвестирует в развитие продукта, а также финансирует социальные инициативы.
Я еще не осознал, что бизнес вышел на высокий уровень. По местным меркам — мы успешны. Но всегда можно поднять планку выше, тем более когда речь идет об IT.
На сегодняшний день у нас 600 клиентов и чуть больше 19 тыс. активных пользователей. Smartup — это облачное SaaS-решение с помесячной подпиской. Стоимость рассчитывается за каждого пользователя, минимальная цена начинается примерно от $100 и зависит от количества пользователей и выбранных дополнительных функций.
Мы не боремся с конкурентами, мы дружим. Где-то обмениваемся идеями, взглядами. На рынке высоких технологий нужно работать сообща, усиливая продукт и его конкурентоспособность.
Сложности в сфере сменились и теперь главные проблемы — это низкие знания в сфере финансов и кадры. Нет квалифицированных специалистов, нет элементарной культуры чтения книг. Еще выделю проблему, связанную с заработной платой. Государственные компании и компании с госдолей немного усложнили взаимоотношения с работниками, значительно переплачивая своим специалистам. Это вызов для предпринимателей. Сложно действовать, когда у нас забирают специалистов, когда ломают правила игры.
Smartup Академия
В команде нас порядка 70 человек, и все разные — разные интересы, знания. Мы не берем людей, которые говорят, что они крутые специалисты. Ведь обычно тот, кто громче всех кричит — редко умеет что-то на самом деле. Стараемся сами воспитать и обучить сотрудников.
Именно поэтому создали Smartup Академию для желающих изучать IT. Преподают наши же сотрудники. Обучение в Академии длится девять месяцев. Участники программы погружаются в мир IT, изучая основы программирования, разработки мобильных приложений, разработки бэкенда на языке JAVA и другие актуальные темы. Набор проводится среди школьников два раза в год по 50 человек. На сегодня мы провели тестирование свыше 5 тыс. человек, а отбор и обучение прошли 200.
Проект носит социальный характер, поэтому обучение предоставляется бесплатно и покрывается нашей компанией. Также отмечу помощь и участие хокимията Шайхонтохурского района столицы. Он помогает с организаций тестов по отбору детей для обучения в Академии. Это массовое мероприятие — несколько тысяч ребят — и у нас нет таких ресурсов. Они также проводили тестирование в Сурхандарьинской области и организовали приезд учащихся в Ташкент. Впоследствии хокимият инициировал и построил центр молодежи, где сегодня располагается Академия.
Ученики Академии. Фото: личный архив героя
Ежемесячно расходы на содержание академии составляют порядка $10 тыс. Сюда входят зарплаты сотрудников в виде бонусов, административные расходы, зарплата координатора и тренера по английскому языку. Изначально было вложено около $6 тыс. — средства ушли на создание бренда, покупку доменов.
В процессе обучения отсеиваются слушатели и в итоге остаются самые сильные. Некоторые из них начинают карьеру в компании. Некоторые уезжают в регионы и работают там. Радуюсь, когда наши слушатели заезжают в гости, делятся победами и успехами. В будущем планирую вывести Академию из компании как отдельную единицу.
От оптимизации до деревьев и книг для библиотеки
Компания активна в социальном направлении. Считаю, что каждый человек должен стремиться помогать ближним. У нас всегда есть выбор: помочь нуждающемуся или же купить себе новый автомобиль или iPhone. Вокруг много тех, кто действительно нуждается в поддержке.
Компания Green White Solutions не ограничивается лишь цифровым развитием. Например, мы были включены в экологический проект «Зеленая Бухара» ЕБРР в 2023 году. Суть инициативы заключалась в посадке более тысячи взрослых деревьев в древнем городе. Для нас это не просто вклад в озеленение города, но и возможность оставить эко-наследие для будущих поколений.
Посадка деревьев в Бухаре. Фото: личный архив героя
В августе 2024 года инициировали социальный проект внутри компании под названием: «Книги для библиотеки Навруз от Green White Solutions». Мы узнали, что Шахноза Наврузова на собственные средства открыла библиотеку для жителей и детей своего родного села в Алатском районе Бухарской области. Эта история настолько тронула нас, что мы решили сделать подарок для библиотеки — пополнить ее новыми книгами и канцелярскими товарами.
ННО «Истикболли авлод», работающая в сфере противодействия торговли людьми и другими формами насилия, обратилась к нам с целью систематизировать и оптимизировать процесс обработки обращений, а также улучшить контроль за выполнением задач на каждом этапе взаимодействия с заявителями. Основной проблемой была разрозненность информации и сложность отслеживания статуса обращений, что приводило к потерям данных, замедлению процессов и тому, что проблемы оставались нерешенными. Мы создали для организации CRM-систему и систему учета фиксации всех обращений и отслеживания их статуса.
Планы
Я определил цели на следующие пять лет. Одна из них — стать абсолютным лидером в сфере автоматизации хотя бы в Центральной Азии. А капитализация должна достигнуть $10 млрд. Моя личная цель — открыть в Узбекистане общественную библиотеку и университет, где можно будет бесплатно получать качественное образование. Для меня успех — это возможность делать добро, приносить пользу, менять что-то в обществе.