Teplo Store — проект, который начинался с уютных ярмарок в Ташкенте и вырос в полноценное пространство для локальных брендов. В 2024 году оборот магазина достиг $1 млн, а в апреле 2025 года в центре Лондона открылся первый международный поп-ап.
Поп-ап — это формат, когда магазин появляется на определенное время. Он может быть и однодневный, а может проработать неделю или несколько месяцев. Для новых брендов такой формат — это хороший способ представить себя на рынке.
Teplo Store в Сохо будет работать до конца сентября. За шесть месяцев команда планирует протестировать формат, изучить аудиторию и принять решение о дальнейшем присутствии в Великобритании.
Основатели Teplo Чарос и Тимур Камаловы рассказали Spot, как регистрировали бизнес в Великобритании, по каким критериям искали помещение и почему запустили его в формате поп-ап в Сохо.
Как мы оказались в Лондоне
Открытие Teplo Store в Ташкенте стало для нас новым направлением. Ранее у нас не было опыта в ритейле, был лишь опыт в управлении и выстраивании процессов. Тимур на тот момент работал в управленческом консалтинге и параллельно учился на магистратуре по программе MSc Major Programme Management в University of Oxford — это двухлетний курс с частичной занятостью, поэтому не было необходимости быть постоянно в Лондоне. Тогда мы жили в Катаре, куда переехали из-за работы Тимура. Подготовку к запуску Teplo Store в Ташкенте вели удаленно. Приезжали в родной город на 3−4 месяца на открытие магазина.
Поэтому с самого начала мы выстраивали работу так, чтобы контролировать все процессы удаленно. Мы работаем прозрачно и в соответствии со всеми нормами — это помогает отслеживать данные, которые необходимы для принятия решений, особенно будучи далеко. Еще у нас супер-команда, с которой проводим регулярные встречи онлайн.
Поскольку ритейл — новая для нас сфера, я понимала, что мне не хватает профильного образования. Я решила, что следующим шагом должно стать обучение на программе, которая помогла бы найти ответы на все вопросы. Так я поступила в London College of Fashion на годичную программу MA Global Fashion Retailing, которая фокусируется именно на ритейле, в особенности на том, как масштабировать проект. Учеба была очной и требовала постоянного присутствия. Так мы оказались всей семьей в Лондоне — я, муж и двое детей.
Идея открыть магазин в Лондоне пришла еще до переезда. Нам обязательно нужно было это попробовать, ведь в Великобритании интересный, конкретный рынок. Поэтому мы ехали с конкретными задачами — исследовать рынок, чтобы нащупать, куда и с каким продуктом идти.
План заключался в понимании и видении того, как мы должны развивать проект дальше. Есть Teplo Store в Ташкенте, есть маркеты и регулярные фестивали, которые также помогают продвигать локальные бренды. И следующий шаг — это глобальная экспансия, выход за рубеж.
Фото: личный архив героев
Небольшим резидентам-дизайнерам сложно получить доступ к рынку другой страны — даже начинать самостоятельно разбираться во всех тонкостях нерентабельно. Поэтому эту задачу мы решили взять на себя.
Почему поп-ап в Сохо
Открывать магазин на постоянной основе в одной точке было для нас слишком рискованно. Как правило, контракт на аренду в Лондоне заключается на пять лет. Поэтому мы решили открыть поп-ап-магазин. В течение полугода будем тестировать формат. А если сможем найти более подходящее место, будет проще поменять локацию.
Искать помещение начали сразу после переезда. Получить место в хорошем районе было самой сложной задачей, на которую ушло полгода.
При том, что свободных помещений много, было трудно заполучить подходящее нам. Отметили для себя несколько районов, начали ездить туда и смотреть, какие люди там гуляют, какие бренды уже представлены.
Районы Лондона разбиты в интересном порядке. Сохо — центр, и именно здесь зарождалась некая свобода города. Это место считается эпицентром культуры и моды. Люди здесь проявляются так, как они хотят и, наверное, это самая интересная часть города. Здесь все про эксперименты, безумные идеи и про самовыражение в любом его проявлении.
Поэтому этот район стал для нас приоритетом — нам показалось, что именно здесь люди оценят то, что мы намерены представить.
Весь процесс поиска происходил через агентов по недвижимости. Есть стандартная процедура: нужно отправить информацию о себе и бренде, описать концепцию, которую хотите представить. Зачастую как только люди узнавали, что бренд из Узбекистана, то сразу отказывали в аренде.
Нам даже говорили: «Ребята, даже не пытайтесь найти помещение в Сохо, вам не сдадут его. Арендодатели тут заинтересованы в состоявшихся международных брендах».
Уже не помню, скольким владельцам мы отправили свою презентацию. Иногда не получали обратной связи, но мы были настойчивыми и в процессе улучшали подачу.
В один из дней мы увидели помещение при отеле, хозяева которого сами оказались дизайнерами интерьера. Мы сразу почувствовали связь с ними и, защитив идею, отправили презентацию. У арендодателей было еще несколько кандидатов. Итоговое предложение: «Берите место через неделю, либо отдадим другим».
Фото: личный архив героев
Как регистрировали бизнес
Место нельзя было упускать, поэтому нам предстояло много работы. Первым шагом стало оформление бизнеса. Зарегистрировать компанию можно онлайн, процесс занимает всего 30−40 минут.
Для регистрации нужен юридический адрес, который будет использоваться налоговой службой и регистратором компаний. И тут предоставлено два варианта:
- собственный адрес проживания в Великобритании;
- виртуальный офис или агент по регистрации.
Название компании должно быть уникальным и не похожим на существующие. Также недопустимы запрещенные или оскорбительные слова. Проверить доступность названия можно через Companies House Name Checker.
Онлайн-регистрация включает в себя:
- получение идентификационного номера юридического лица;
- указание адреса компании;
- назначение директора и указание акционеров;
- выбор код вида деятельности;
- загрузку документов: Articles of Association (устав) и Memorandum of Association (учредительный документ), которые можно автоматически сгенерировать при регистрации на портале.
После регистрации мы получили регистрационный номер компании (Company Number) и сертификат о регистрации (Certificate of Incorporation).
Далее была необходима регистрация в налоговой. Она обязательна и должна быть сделана в течение трех месяцев после начала деятельности. Затем открытие счета в банке. Если оборот превышает £90 тыс. в год, также обязательна регистрация по НДС.
Бухгалтерию можно вести самостоятельно, но мы решили нанять фирму, которая будет помогать. Учитывая, что нюансов много, нам не хотелось совершить ошибки с первых дней.
Резиденты Teplo Store London
Резиденты Teplo Store в Ташкенте уже знали, что мы ищем помещение в Лондоне. И когда мы нашли место, то организовали общий звонок, где рассказали о формате и своих планах.
В Сохо мы ограничены 30 квадратными метрами, поэтому масштабы ташкентского филиала повторить невозможно. Мы решили сконцентрироваться на одежде и аксессуарах, но сейчас думаем, как добавить ювелирный отдел. Сектор для дома и детей пока включать не планируем.
После звонка вели переговоры с теми, кто был заинтересован. Дизайнеры оперативно подготовились, и мы смогли за неделю доставить их изделия в Лондон.
Сейчас в Сохо представлено 15 дизайнеров-резидентов ташкентского Teplo Store: Dildora Kasimova, Tais&A, Surraya Collection, Ramz, Ipaklar, Soondook, La Vitrage, Rozart, 2BG, Tatevik, Kozmoon, Art and Artisans, ArtBox, Anie embroidery и Albina Ahmadi.
Аренда для резидентов составляет от $400 до $1,600 в зависимости от размера сектора. Процесс доставки товаров из Ташкента корректируем. Формат сотрудничества подразумевает, что мы изначально закладываем определенные траты в сумму аренды, а все дополнительные издержки ложатся на нас. Для нас это важно, чтобы у резидентов не возникали дополнительные расходы, если мы решили, например, изменить способ доставки или заменить витрину.
Фото: личный архив героев
В ближайшее время мы ожидаем присоединения новых участников. Мы приняли решение представлять дизайнеров не только из Узбекистана, но и из стран Шелкового пути. Это позволяет расширить географию участия и привлечь дизайнеров из соседних государств. Нам уже поступили запросы в Instagram от представителей Казахстана и Туркменистана, а также от арабских дизайнеров. Впереди этап изучения проектов, по результатам которого мы пригласим новые бренды.
Цена экспансии
Если говорить о самом сложном этапе открытия — это, однозначно, поиск помещения. Далее — финансы. Мы развиваем проект без кредитов и привлечения инвесторов, поэтому были ограничены нашими ресурсами.
Аренда помещения составляет $15 тыс. в месяц. Зарплаты сотрудников — $16−17 в час. Операционные расходы, куда отнесем логистику, маркетинг, зарплаты — около $8−10 тыс, средний чек в магазине — $200. Мы платим налог на прибыль в размере около 20%, а также 20% НДС. Также есть 12% налог на импорт, однако он не распространяется на текстиль благодаря соглашению с Узбекистаном.
Очевидно, что вести бизнес легче в Узбекистане. Много факторов играют роль: начиная с факта, что там мы выросли и есть поддержка друзей, заканчивая тем, что в Ташкенте все еще нет такого изобилия предложений. И любое новое пространство вызывает интерес. Вопрос лишь в том, удержится ли оно на плаву.
В Лондоне же бешеный темп, нескончаемые мероприятия и предложения. Существовать маленькому бизнесу среди всего этого — задача со звездочкой. Здесь люди планируют жизнь на месяцы вперед, и они очень ценят свое время. Приходится быть постоянно в фокусе, чтобы заинтересовать людей и убедить их выделить время на наше пространство. И, кажется, у нас понемногу получается. Например, недавно мы принимали участие в записи документального фильма для BBC.
Но в Лондоне определенно дороже нанять бухгалтера или проконсультироваться с юристом. Нам повезло, что при университете Тимура действует программа, которая позволяет получить консультации экспертов по разным вопросам. Многие вопросы мы уладили именно так.
Сейчас в поп-апе работают шесть человек, включая нас, но это не полный рабочий день. Со всеми сотрудниками заключены договоры. Мы стараемся проводить больше времени в магазине — каждый день кто-то из нас двоих там. Это связано с тем, что сейчас нам важно получать обратную связь, анализировать аудиторию и продажи.
Команду собрали легко. Еще на первых этапах я публиковала в социальных сетях, что мы ищем людей. И многие пришли просто поддержать и помочь, например, с ремонтом и подготовкой помещения. Одна из сотрудниц — наша соотечественница, которая выросла в Лондоне и ее знания локального контекста очень актуальны для нас. Также в команде есть художница из Узбекистана, которая сама проявила интерес к работе у нас.
Фото: личный архив героев
Продвижение и ЦА
Мы используем Instagram как основную площадку. Из новых для нас инструментов продвижения — постеры на улицах и Tik-Tok, который очень популярен в Великобритании. Советовали вести Facebook, но пока результатов не видим.
Здесь все работают с интересом, а не для галочки. У инфлюенсеров горят глаза, и они с восторгом рассказывают о нашем пространстве. И это, разумеется, влияет на результаты сотрудничества. Если сотрудничество не бартерное, то цены начинаются от $700.
В начале в поп-ап заходили только прохожие, многие впервые слышали про Узбекистан. Сейчас же люди приезжают к нам специально, во многом благодаря рекламе. Это радует. Зачастую клиенты — наши соотечественники и жители соседних стран. При этом также много европейцев, некоторые из них связаны с нашей культурой.
В Сохо, как и в Ташкенте, планируем регулярно проводить мастер-классы по разным направлениям, которые относятся к Шелковому пути. Двухчасовой мастер-класс на восемь персон обойдется примерно в $100−150. В эту цифру входят затраты на реквизит, снеки и зарплаты сотрудников.
Пока не планируем организовывать в Лондоне фестивали, подобные ташкентским.
Сейчас принимаем участие в London Design Biennale, который проходит с 5 по 29 июня этого года. Выставка представляет собой павильоны разных стран, а также платформу для диалога. Изначально нам предложили взять на себя павильон Узбекистана, но это слишком большая ответственность и у нас недостаточно ресурсов. Встречно предложили сделать отдельный павильон о нашем проекте, чтобы через него показать красоту дизайна одежды и ремесел.
Организаторам понравилась идея и мы представляем первый в истории лондонской биеннале павильон, работающий в формате магазина — Fashion Retail Space. Это эксперимент как для нас, так и для организаторов, и он оказался весьма успешным: людям нравится наш формат, много продаж. Участие затратно, но мы посчитали, что представить Teplo на такой платформе интересно и продуктивно.
Мы арендуем текущее помещение до конца сентября, но уже через два-три месяца решим, что будем делать дальше — остаемся или переезжаем.