23 сентября Законодательная палата приняла в основном и итоговом чтениях проект закона «Об автомобильных дорогах» в новой редакции. Об этом сообщает пресс-служба нижней палаты Олий Мажлиса.
Документ призван заменить действующий закон, принятый в 2007 году. Он вводит новые механизмы и нормы в сфере дорожного хозяйства, а также создает правовую основу для создания в Узбекистане сети платных автодорог.
Предлагается разрешать строительство платной дороги только при наличии бесплатной альтернативы. Плата за проезд должна быть «экономически оправданной» и учитывать «удовлетворение социально-экономических потребностей пользователей».
Обозначается механизм планирования дорог и развития инфраструктуры согласно потребностям населения и экономики. Кроме того, документ включает требования по учету общественного мнения, оценке воздействия на природу и созданию безбарьерной среды для пешеходов.
Будущий закон регулирует движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта, а также размещение придорожных сервисных объектов. Также он вводит покрытие расходов на восстановление дорог при строительстве коммуникаций и сетей связи.
Как отметили депутаты, принятие закона послужит продлению срока службы дорог, созданию платных трасс и привлечению в дорожное хозяйство иностранных инвестиций. Сейчас закон ожидает одобрения Сенатом, после чего его должен подписать президент.
История вопроса
Обсуждение вопроса платных дорог идет в Узбекистане с 2018 года, когда немецкую GP Günter Papenburg привлекли к разработке первого проекта трассы с платным движением. Spot публиковал подробную хронику по этой теме.
В феврале 2019 года Комитет по автодорогам (Узавтодор) разработал проект закона «О платных автомобильных дорогах», который определял механизмы формирования стоимости проезда и методы взимания платы. Документ был выставлен на общественное обсуждение, однако так и не был принят.
Зимой 2024 года вновь заговорили о планируемом принятии отдельного закона, регулирующего платные автотрассы. Директор Агентства стратегических реформ Баходир Рахматов отмечал, что документ создаст правовую базу для строительства платных дорог и их эксплуатации, обозначит регулирование оплаты и ее распределения.
На протяжении последних лет обсуждаются два проекта платных дорог по маршрутам Ташкент — Самарканд и Ташкент — Андижан. Стоимость последнего неоднократно пересматривалась: весной 2022 года строительство оценивали в $2,83 млрд, а в 2024 году — в $4,65 млрд. Трасса из столицы до Самарканда оценивалась в $1,4 млрд.
Министерство транспорта в январе этого года объявило тендер на реализацию первой фазы проекта дороги Ташкент — Андижан. В нее входят проектирование, строительство, финансирование и обслуживание участка Ташкент — Ангрен — перевал Камчик. Прием заявок продлевался уже дважды.
В марте президенту сообщили о завершении работ по созданию технико-экономического обоснования для трассы Ташкент — Самарканд. Магистраль протяженностью около 300 км сократит время в пути до трех часов и снизит нагрузку на существующую дорогу.
Ранее Spot писал, что китайская CITIC реконструирует 75 км автодороги Пунгон — Наманган за $246 млн.