Кабинет министров изменил список товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке. Это следует из постановления правительства от 21 октября, опубликованного на Lex.uz.
С 1 января 2026 года планируется начать маркировать электрические аккумуляторы, а также сепараторы всех форм к ним (код ТН ВЭД 8507).
В то же время из списка исключаются осветительные лампы, подпадающие под коды ТН ВЭД 8539 и 8540. К ним, в частности, относятся:
- лампы накаливания;
- газоразрядные лампы;
- ультрафиолетовые и инфракрасные лампы;
- светодиодные осветительные приборы;
- лампы и электронные трубки с термокатодом, холодным катодом или фотокатодом (включая электронно-лучевые трубки).
Правительство ввело цифровую маркировку для ламп вместе с другими видами бытовой электротехники в апреле 2022 года. Она должна была стать обязательной с 1 ноября того же года, после чего на продажу остатков товара без маркировки отводилось 9 месяцев.
Маркировка
Шавкат Мирзиёев в декабре 2018 года издал постановление о поэтапном введении цифровой маркировки в Узбекистане. Ее предполагалось запустить с 1 августа 2019 года, однако к наступлению указанной даты срок перенесли на 2020 год.
В конце августа 2019 года стало известно, что к реализации проекта цифровой маркировки планируется привлечь CRPT Turon — «дочку» российского ЦРПТ. С 2020 года систему Asl Belgisi после тестирования на продажах сигарет и алкоголя начали расширять на другие товары.
Сейчас маркировка обязательна для лекарств, бытовой техники, бутилированной воды и прохладительных напитков (при этом для последних двух категорий срок ее внедрения переносился). Весной 2022 года сообщалось о планах распространить ее также на автозапчасти, шины и ковры по соображениям борьбы с контрафактом.
В апреле 2025 года Кабмин одобрил эксперимент по цифровой маркировке минеральных удобрений и средств для защиты растений. Он продлится до 31 октября и охватит продукцию пяти компаний, а с мая 2026 года планируется сделать маркировку агрохимии обязательной.
Производители подлежащих маркировке товаров неоднократно обращались с просьбами приостановить ее внедрение, сославшись на удорожание продукции и неудачный опыт других стран. В CRPT Turon их опасения назвали «мифом», а Налоговый комитет заявлял о ее необходимости для борьбы с контрафактом и теневой экономикой.
Ассоциация производителей безалкогольных напитков (UzBev) также просила отсрочить запуск агрегации маркированных товаров из-за отсутствия технических сложностей. В мае этого года президент перенес введение агрегации для воды и напитков на апрель 2026 года.
Ранее Spot писал, что с марта 2026 года в Узбекистане запретят продажу товаров с истекшим сроком годности.