Как ранее писал Spot, внедрение системы маркировки товаров отложили на один год, а основным органом, который несет ответственность, вместо Национального агенства проектного управления стал Государственный налоговый комитет.

27 августа комитет вынес на обсуждение проект постановления Кабинета Министров, в котором говорится, что между ним и российской компанией «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) был заключен меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.

Этот меморандум предусматривает консолидацию усилий и содействие в проведении проектов по внедрению цифровой маркировки и прослеживаемости отдельных видов товаров в Узбекистане.

В проекте также предлагается запустить с сентября этого года пилотный проект по поэтапному внедрению порядка маркировки товаров для местных производителей и импортеров.

В качестве оператора пилотного проекта хотят выбрать компанию CRPT TURON, чьим учредителем является «Центр развития перспективных технологий».

Под оператором понимается то, что CRPT TURON на правах разработчика и администратора разработает, внедрит и будет сопровождать информационную системы маркировки и прослеживаемости товаров, а также займется установкой и настройкой всех ее компонентов, может выполнять в том числе функцию оператора фискальных данных.

В рамках пилотного проекта предлагается маркировать три вида товара — сигареты, алкогольную продукцию (пять крупных компаний) и солодовое пиво.

До 31 декабря планируется предоставить информацию о результатах реализации пилотного проекта, а до 31 марта 2020 года — предложения по дальнейшему совершенствованию системы маркировки товаров, включая расширение перечня товаров и создание электронной базы учета продукции.

Что за ЦРПТ

В апреле Spot писал, что Центр развития перспективных технологий получил статус официального оператора государственной системы маркировки товаров в Российской Федерации.

50% ЦРПТ, созданного в 2017 году, принадлежит холдингу Алишера Усманова USM Holdings, 25% — государственной корпорации «Ростех», 25% — управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому.

Ранее ЦРПТ выступал как оператор пилотных проектов маркировки в различных отраслях, с 1 июня 2019 года должен стать оператором системы маркировки меха.

В 2019 году правительство Российской Федерации планирует ввести обязательную маркировку духов и туалетной воды, шин и покрышек, постельного белья, фотокамер и некоторых видов одежды. К 2024 году планируют распространить маркировку на все категории товаров.

Что за маркировка

Цель проекта маркировки — повышение прозрачности торговли и борьба с контрафактом. Каждый товар должен получать специальные цифровые метки, позволяющие отслеживать его путь от производства до продажи.

В прошлом году в материале Информационно-аналитического мультимедийного центра при Генеральной прокуратуре сообщалось, что маркировка товаров приносит ощутимый эффект в достаточно короткие сроки.

Например, в первый год ее внедрения в Турции доходы по налогам от продажи табачной и алкогольной продукции возросли на 34%, а в Малайзии в госбюджет поступило около $100 млн дополнительной прибыли. На рост показателей по этим параметрам вправе рассчитывать и Узбекистан.

Тогда отмечалось, что стоимость услуг по маркировке основных групп товаров варьируется в пределах от 5 до 25 евро на 1 000 единиц продукции.

В результате на рынке будет гораздо меньше фальсифицированной и контрафактной продукции.

«Права потребителей, в том числе на приобретение безопасных для жизни и здоровья изделий необходимого качества, а также получение достоверной информации о товарах и их производителях, будут надежно защищены», — говорилось в сообщении.

Посредством увеличения маркируемых товаров не менее чем на 25% ежегодно ожидается и расширение налогооблагаемой базы, которая является еще и одним из источников финансирования особо значимых социально-экономических программ, осуществляемых в стране.