Ассоциация безалкогольных напитков и соков Узбекистана (UzBev) направила письмо президенту с просьбой отменить обязательное введение цифровой маркировки с 1 марта и наладить диалог между бизнесом и правительством. Spot удалось ознакомиться с текстом обращения (копия есть у редакции).

Ассоциация была зарегистрирована в июле 2023 года и на сегодняшний день объединяет девять компаний: Lactalis Central Asia, Family Group, Hydrolife Bottlers, Navruz International Corp., Chortoq Mineral Water, Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston Ltd, International Beverages Tashkent, Inter Food Plus и Sayhun Group Bottlers.

Индустрия напитков насчитывает всего 1,5 тыс. предприятий. В 2022 году две крупные компании заплатили в бюджет налогов на $124 млн.

Авторы отметили, что последние годы выдались сложными для индустрии напитков из-за введения дополнительных акцизов, создания преференций и предоставления субсидий монополиям с передачей им эксклюзивных прав, отсутствия регулярного диалога с правительством и возможного введения антидемпинговых пошлин на импорт промышленной электротехники.

Бизнес узнал о введении акциза на газировки и энергетики из СМИ, так как правительство не проводило консультаций с компаниями. Такие изменения создают непредсказуемость и волатильность для ведения бизнеса в стране.

Более того, UzBev обращает внимание на то, что некоторые меры могут рассматриваться членами ВТО как нетарифные барьеры, напоминая о запрете на принятие норм, противоречащих правилам организации.

Ассоциации также выступила против введения с 1 марта 2024 года обязательной цифровой маркировки, предложив в качестве альтернативы добровольный переход производителей. В качестве аргументов приводятся:

  • цифровая маркировка не предотвратит контрабанду товаров;
  • низкая вероятность успешного использования маркировки из-за неорганизованной торговли через десятки тысяч точек продаж;
  • отсутствие технических решений по введению маркировки на высокоскоростных линиях (50 тыс. бутылок в час);
  • увеличение издержек, связанных с покупкой кода DataMatrix и обслуживанием системы при снижении производительности;
  • оператор маркировки получает информацию, которая составляет коммерческую тайну и создает риски безопасности данных;
  • маркировка приведет к резкому удорожанию продукции, а также снижению спроса, объема производства, рабочих мест и налогов;
  • сложности с практической имплементацией маркировки, включая перебои в работе интернета и электроснабжении;
  • отсутствие на рынке полноценного технического решения для нанесения маркировки и бесперебойного обслуживания;

UzBev попросила главу государства назначить своего представителя для экспертной встречи с представителями индустрии в любом формате.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане планируется ограничить продажу в школах газировок и энергетиков.