В декабре Startup Mix исполнилось 4 года. За это время было проведено более 30 встреч, проект несколько раз сменил формат и дислокацию, а недавно объявил о платном посещении. Со-основатель проекта Алишер Юсупов рассказал Spot о монетизации аналогичных проектов за рубежом и планах на ближайшее будущее:

О начале

Когда мы, совместно с Торгово-Промышленной Палатой, в 2013 году начинали проводить Startup Mix, мало кто понимал, что такое стартапы, и как это применимо к Узбекистану. Нам важно было начать говорить об этом. Да и возможностей принимать платежи тогда не было, но мы обсуждали с нашей аудиторией «платное» участие. Завсегдатаи наших мероприятий это помнят.

С развитием электронных платежных систем стали задумываться, что «вот, пора начать делать мероприятия платными», но финально пришли к этому сейчас, на «4-х летний «юбилей» Startup Mix. Наша задача — чтобы это мероприятие не было для нас затратным, а стало прибыльным. Сейчас у нас в планах — развивать проект, сделать Startup Mix большим (на целый день, с разными секциями) и прибыльным.

О приставке «бесплатно»

Приставка «бесплатно» однозначно снижает ценность продукта — люди начинают воспринимать все, как должное (регистрируются, но не приходят, например, занимая чье-то место в аудитории). Нужно немного больше дисциплины. Когда человек платит за билет, шансов, что он не придет, намного меньше.

Никто не работает за бесплатно, никто не ходит за бесплатно в кино. Почему это должны делать мы? Если мы, как организаторы, будем видеть обратную связь от аудитории, и в плане посещаемости, и в денежном выражении, это положительно повлияет и на качество мероприятия. Знакомые бизнесмены давно задаются вопросом «почему вы до сих пор делаете все бесплатно»?

О ситуации заграницей

Если говорить о ближайших соседях — в России билеты посетителя на Startup Village стоят от 1 500 до 3 000 рублей ($25−50). Конференции в Беларуси и в Киеве — от $20.

С глобальными конференциями нас сравнивать нельзя, но, чтобы аудитория понимала — бесплатных конференций в Европе, Азии и США нет (если только конференция полностью не спонсируется крупными компаниями, а участникам, соответственно,все достается бесплатно).

Зайдите на Eventbrite, выберите любой город по фильтру Startup events и убедитесь сами. Участники понимают ценность контента и ценность аудитории, которая приходит на мероприятия. Во всеми любимой Калифорнии самый бюджетный часовой стартап ивент — от $5−10 с участника. Мы не в Калифорнии, но практику платного участия внедрять будем.

О риске снижения посещаемости

Будет видно после нескольких мероприятий. Мы к этому готовы. Как «правильный» стартапер, работаем по Lean-методике: тестируем и проверяем гипотезы.

О возвращение к бесплатному формату

Бесплатные мероприятия — пройденный этап для Startup Mix. Мы будем выделять какие-то бесплатные билеты студентам, будем разыгрывать в конкурсах, но 100% бесплатным Startup Mix больше не будет (если только не появятся какие-то законодательные ограничения в сфере проведения мероприятий).

О планах на ближайшее будущее

Мы будем развивать мероприятие. Внедрять больше интерактивных секций, привлекать интересных спикеров (в том числе, и зарубежных), делать «стартап-битвы», хорошо пошел формат speed mentoring, есть планы по Ideathon, «Дню инвесторов» — в 2018 году у нас будет еще интереснее.

Startup Mix — проект компании Brand.uz, в рамках которого бизнесмены обмениваются опытом, проходят панельные дискуссии и презентации стартапов. Первая встреча прошла в декабре 2013 года. С тех пор проект несколько раз сменил дислокацию и формат. Сейчас встречи проходят каждый месяц в Университете Инха в Ташкенте.