Государственный налоговый комитет работает над разработкой и последующим внедрением онлайн-касс. Об этом изданию ICTNEWS рассказал начальник Главного управления ИКТ Государственного налогового комитета (ГНК) Музаффар Исламов:

Отличие онлайн-касс от старых аппаратов

Новые модели онлайн-касс отличаются от старых аппаратов принципом работы. При осуществлении расчетов с клиентом сведения о совершающейся покупке направляются оператору фискальных данных OFD.UZ, который после получения данных о продаже товара отправляет подтверждение о принятии их.

После получения данных выбитому чеку автоматически присваивается идентификационный номер по фискальному признаку- без этого подтверждения чек не будет формироваться.

Далее оператор передает сведения в налоговый комитет, где они собираются и обрабатываются в специальном системном хранилище данных. По предварительным оценкам, вся эта процедура будет занимать несколько секунд, и потребитель даже не заметит изменений при покупке товара.

Проверка чека при помощи мобильного приложения и бота в Telegram

В настоящее время ведомство разрабатывает мобильное приложение и бот в Telegram, при помощи которых может быть проверен кассовый чек. Кроме того, разрабатывается функционал проверки кассового чека на сайте ГНК.

Получив кассовый чек, потребитель сможет легко проверить, передана ли информация о произведенном с ним расчете в ГНК. Для этого нужно вручную ввести данные кассового чека в специальные поля приложения или сканировать QR-код чека и
отправить соответствующий запрос. Сверив полученные данные с информацией автоматизированной системы учета выручки, приложение отобразит результат проверки.

В случае обнаружения расхождений в проверяемом чеке с информацией в базе данных ГНК, или отсутствием информации о произведенном расчете, мобильное приложение позволяет направить сообщение в ГНК о допущенном нарушении. Кроме того, сообщение может быть направлено в случаях: невыдачи чека; выдачи чека с некорректными реквизитами; невыдачи электронного чека.

Получение чека на почту или телефон

После окончательного перехода на онлайн-кассы покупатель при оплате товара может указать свою электронную почту или номер мобильного телефона, на которые предприятие обязано выслать чек с указанием суммы и наименованием купленного товара.

Также это снизит количество спорных вопросов между продавцом и покупателем, которые зачастую бывают во время расчетов. В таких случаях необходимо приостановить работу аппарата и вызвать администратора. Вызов делается при помощи установленной в кабине кассира сигнализации. Затем в присутствии кассира и покупателя администратор снимает показание счетчика и сверяет с отчетом данных о выручке кассовой машины.

После такой операции обязательно составляется акт, в котором отражаются результаты проверки кассира. Если выявляется факт обсчета клиента, то администрация должна принять меры наказания в установленном порядке.

«В каждом новшестве есть свои положительные и отрицательные стороны. В данном случае ввод онлайн-касс дает возможность в онлайн-режиме контролировать весь поток наличности, автоматизировать торговые процессы, что открывает для сферы бизнеса новые грани IT-технологий. Помимо этого, благодаря системе значительно сокращается число проверок контролирующих органов, которые получают сведения в онлайн-режиме, а ведение документооборота на электронных носителях позволяет избежать бумажной волокиты», — подытожил Музаффар Исламов.