Как сообщалось ранее, среди новых льгот, предоставленных туркомпаниям — налоговые льготы на создание бесплатных зон Wi-Fi. Средства на покупку оборудования и интернет-трафика будут вычитаться из налогооблагаемой базы хозсубъектов, установивших на своей территории зоны беспроводного доступа к интернету. При этом обязательно обеспечить доступ соответствующего качества с идентификацией личности пользователей.

Сейчас бесплатный доступ к интернету предоставляет в рамках программы Uzmobile Wi-Fi BUS, запущенной в сентябре 2017 года. Правда, доступны только ресурсы образовательного портала Ziyo Net. В марте сообщалось о запуске бесплатного Wi-Fi на двух остановках Ташкента. Не раз обсуждалась тема создания точек Wi-Fi и предоставления услуг мобильной связи в столичном метро, но проект так и не был реализован.

Мы спросили у мобильных операторов, есть ли у них технические возможности для предоставления данной услуги и что требуется для запуска.

Ораз Абдуразаков

Директор по внешним связям и коммуникациям Beeline Uzbekistan

Первую бесплатную Wi-Fi зону Beeline открыл летом 2014 года, и, безусловно, лидер телеком-отрасли обладает всеми возможностями для масштабирования данного проекта, тем более на фоне принятия благоприятствующих тому решений.

Если говорить о связи в метрополитене, то, несмотря на определенные особенности реализации, это вполне реальный кейс. Я сам еще в 2002 году пользовался мобильной связью на станции «Пахтакор», и тогда мне, честно говоря, казалось, что вот-вот она станет доступной по всему метро.

Однако прошло 15 лет, технологии шагнули далеко вперед, практических возможностей у операторов стало на порядок больше, мы запустили 3G и 4G, но связи в подземке так и нет. Это при том, что на моей памяти за последние годы мы несколько раз возобновляли переговоры о развертывании indoor-покрытия в метро, и каждый раз всё упиралось в вопросы безопасности.

Безусловно, данный аспект крайне важен, и, тем не менее, мы рассчитываем, что в новых условиях провайдерам удастся выйти на более предметный уровень диалога с представителями метрополитена. В конце концов, в этом заинтересованы в первую очередь абоненты, которые хотят оставаться на связи, передвигаясь по городу в одном из самых удобных и перспективных видов транспорта. Будет ли это LTE или Wi-Fi, либо и то, и другое — вопрос обсуждаемый. Сотовые компании готовы к любым вариантам строительства сетей.

Сергей Мельников

Технический директор филиала «УзМобайл» АК «Узбектелеком»

Во многих странах появление Wi-Fi в метрополитене стало возможным благодаря современным технологиям. Несомненно, это создает массу удобств для пассажиров. В нашей стране реализация данного проекта возможна. Если говорить о филиале «УзМобайл» АК «Узбектелеком», то технических преград в реализации данного проекта нет. Филиал располагает достаточным опытом и квалифицированными кадрами.

Например, в прошлом году совместно с АО «Тошшахартрансхизмат» осуществили совместный проект по предоставлению Wi-Fi в столичных автобусах по шести маршрутам. Эта программа, рассчитанная на 2017, пролонгирована до конца этого года. Однако, возвращаясь к теме метро, стоит понимать, что есть необходимый минимум оборудования, который необходимо будет приобрести, чтобы реализовать данное решение.

Проект интересен филиалу «УзМобайл» прежде всего тем, что это данный сервис позволит реализовать новую инфраструктуру связи в метрополитене и привлечет новых абонентов.

Для реализации этого проекта необходимо получить разрешения на государственном уровне. В «УзМобайле» уже не раз рассматривалась возможность предоставления сотовых услуг и Wi-Fi в метрополитене. Если решение будет принято, то проблем с технической точки зрения не будет.

Мобильная связь и дополнительные сервисы технически реализуемы в таких местах, как метрополитен, благодаря нынешним технологиям антенно-разветвительных комплексов. Проблема заключалась в идентификации пользователей для решения Wi-Fi, однако и эту проблему технические специалисты филиала «УзМобайл» АК «Узбектелеком» решили благодаря простым механизмам аутентификации посредством постоянных идентификаторов.

Самад Каримов

Технический директор ИП ООО Rubicon Wireless Communication (торговая марка Perfectum)

Данный проект всегда был интересен нашей компании. И, как известно, сотовый оператор Perfectum был новатором этой идеи, и еще в 2003 году (тогда мобильный оператор действовал на рынке телекоммуникаций под торговой маркой Perfectum Mobile) состоялся успешный запуск на шести станциях столичного метрополитена. Но, к сожалению, дальнейшего развития проекта не было из соображений безопасности.

Конечно же, в случае получения разрешения со своей стороны мы готовы к реализации и возобновлению столь необходимого проекта, в первую очередь, для абонентов нашей сети.

Spot обратился также за комментарием к представителям Ucell, но не получил ответа. В компании UMS заверили, что готовят информацию по данному вопросу.

Ранее также сообщалось, что в метро разрешили фотографировать.