В январе стало известно, что в Узбекистане планируется объявить амнистию гражданам, которые занимались теневым предпринимательством. Spot на карточках объяснял, что это значит.

В работе по уменьшению объема теневого рынка главное — не бороться с теневой экономикой, а создавать условия для роста частных предприятий, считает независимый эксперт Ильдус Камилов.

Ильдус Камилов

Эксперт по институциональным реформам и экономическому развитию, ранее — старший координатор исследований Центра экономических исследований

Высокий уровень теневой экономики принято воспринимать как индикатор необходимости более справедливой и прозрачной системы налогообложения.

Но уход бизнеса в тень в Узбекистане не связан только с налоговой политикой.

С одной стороны, требуются более эффективные институты управления во всех сферах, сводящие к минимуму коррупционное поведение как со стороны чиновников, так и самих предпринимателей. С другой, работа в легальном поле должна нести предпринимателю неоспоримые выгоды, расширяющие перспективы устойчивости, роста и развития его бизнеса.

Пока не будут решаться эти вопросы, форсировать борьбу с теневой экономикой не только бесполезно, но и может быть вредно. И это несмотря на все негативное влияние теневого сектора на экономику и общество.

Работать в тени нельзя легализоваться. Где будет запятая?

Одна из основных «экономических» претензий к теневому сектору — уход предпринимателей от налогов и сокращение налогооблагаемой базы. Это ведет к снижению доходов госбюджета и ограничивает возможности финансирования важных государственных функций.

Еще одна важная претензия к теневому сектору — это увод ресурсов из официальной экономики и сокращение темпов экономического роста в легальной экономике. Но так ли всё однозначно и просто?

Бесспорны негативные последствия криминальной деятельности (например, производства наркотиков или сокрытия и отмывания денег в крупных размерах).

Если же речь идет о мелком предпринимателе, производящем вполне легальные товары и услуги, но работающем вне формальной системы, то негатив не столь очевиден. Используемые в такой вот теневой деятельности ресурсы в любом случае ведут к увеличению производства товаров и услуг. Причем часть из них попадает и в легальный оборот тоже.

Самое главное: даже теневые доходы — это средство поддержания уровня жизни людей.

Возможно ли вообще свести теневую деятельность к нулю?

Как показывает международный опыт, размер теневого сектора тесно связан с уровнем развития страны — ее экономики и институтов. Чем менее развита страна, тем, как правило, выше уровень теневой экономики. И наоборот. Тем не менее, 100-процентного рецепта избавления от этого явления нет.

В США и странах ЕС — странах с наиболее высоких уровней развития и экономической свободы — размер теневой экономики оценивается в диапазоне 5−20% от ВВП.

Данные одного из комплексных исследований по теневой экономике, охватившего 162 страны за период с 1999 по 2007 год:

Источник: KNOEMA

Более свежие оценки, но по меньшему количеству стран:

Источник: Statista

Конечно, такие данные — не причина опускать руки. Необходимо работать над тем, чтобы размер теневого сектора был как можно более низким. Но при слове «борьба» в голову приходят противостояние, проверки, штрафы и уголовные сроки. Такая постановка вопроса превращает любого предпринимателя в глазах госчиновника в потенциального уклониста.

Выловить такого предпринимателя, особенно если это мелкий предприниматель, и заставить его платить налоги может оказаться дороже для государства и общества в целом. Затраты на налоговое администрирование могут оказаться гораздо выше, чем налоги и даже штрафы, которые получится собрать.

Что более важно — попытки «поймать за руку» неизбежно приведут к различным проверкам бизнеса. Бизнес столкнется с административным давлением, что, опять же, может вылиться в неформальные платежи. Высока вероятность, что какие-то предприятия и отдельные предприниматели будут вынуждены прекратить или приостановить деятельность. А значит, будут потеряны рабочие места и доходы людей.

Необходимо создание стимулов и условий, в которых рынки развивались бы и становились более цивилизованными, а предпринимателям становилось выгодно работать легально.

Поэтому можно только приветствовать решение о запрете проверок предпринимателей на два года, проводимую работу по смягчению ответственности за нарушение законодательства о налогах и в целом шаги по улучшению деловой среды.

Кто сидит в тени в Узбекистане?

Некоторое время назад была названа цифра — размер теневой экономики в Узбекистане может превышать 50% ВВП. Закономерен вопрос: а откуда эти 50% берутся? Кто сидит в тени? К сожалению, достаточно детальных исследований в Узбекистане по этому вопросу пока не проводилось. Тем не менее, можно выделить как минимум два типа предприятий и предпринимателей, которые склонны уходить в тень.

Первый тип — это те, кому просто не по карману платить налоги. Это микро- и малые предприятия, индивидуальные предприниматели, чей бизнес скорее средство выживания, чем обогащения. Это пресловутые таксисты-нелегалы, мелкие торговцы «с рук», работающие преимущественно за наличную оплату мастера и другие. Таких у нас немало.

Согласно данным Госкомстата, в 2016 году на крупных предприятиях и в различных организациях работали порядка 22% от всех занятых в экономике (около 13,3 млн человек), на малых предприятиях и микрофирмах — около 16%. Остальные, или приблизительно 62% всех занятых в экономике (около 8,2 млн), приходились на так называемый индивидуальный сектор.

Если смотреть в динамике, то количество занятых на малых предприятиях и микрофирмах в последние 4−5 лет сократилось, а число индивидуальных предпринимателей устойчиво растет.



Динамика занятости в малом бизнесе, тыс. человек. Источник: на основе ежегодных сборников Госкомстата РУз

Казалось бы, стоит только упростить и удешевить различные процедуры, чтобы создать условия для выхода таких предпринимателей из тени и, возможно, подтолкнуть их к регистрации юридического лица. Но есть и второй тип предприятий, склонных иметь теневые обороты.

Второй тип — это уже состоявшиеся предприятия и предприниматели (независимо от размера компании), которые сознательно уводят часть оборотов в тень. Причина обычно не в выживании, но и не только в желании обогатиться сверх положенного. Зачастую иметь теневые доходы необходимо, чтобы продолжать работать.

К уходу в тень могут толкать усложненность и высокая стоимость различных разрешительных процедур — лицензии, сертификаты, процедуры регистрации и согласования и другие.

Причем платить зачастую приходится в любом случае: и если предприниматель делает всё по закону, но не хочет тратить время на борьбу с бюрократией, и если он заведомо нарушает закон (например, товар или услуга не соответствуют заявленному качеству, или товара производится/завозится/вывозится больше указанного в документах).

Если есть возможность получить какие-то услуги в обход установленного законом порядка, причем получить их дешевле и сократить свои издержки в сравнении с конкурентами, то предприниматель может этим воспользоваться. Ведь если это сделают конкуренты, он потеряет свой бизнес. Например, незаконно подключить природный газ или электроэнергию в небольшой цех, а также обеспечить, чтобы электричество не отключалось и давление газа не падало даже зимой. Понятно, что платить за такие дополнительные услуги придется наличными в обход кассы.

Не устранив такие вот факторы, порождающие спрос на неучтенную наличность, говорить о сколь-либо значимом прогрессе в сокращении теневого сектора не придется.

Без сомнения, такие меры, как введение свободной конвертации для юридических лиц, снятие ограничений на выдачу наличных средств и другие, принятые в 2016—2017 годах, способствовали сокращению теневых оборотов. Но этот лишь верхушка айсберга. Структура и размеры неформальных платежей предпринимателей, причины их порождающие — это то, что пока находится «под водой».

Еще один фактор: оформление сотрудников

И первый, и второй тип предпринимателей, как и все занятые в индивидуальном секторе, неизбежно сталкиваются с еще одним фактором — официальное оформление наемных работников и уплата НДФЛ и ЕСП.

Высокий уровень налогов на доходы физлиц и издержки работодателей, связанные с официальным оформлением работников, часто называют среди основных факторов ухода бизнеса в тень. Это характерно не только для Узбекистана, но и для других стран.

Даже с учетом высокой разницы между налом и безналом в предыдущие годы, обналичить и заплатить работнику «в конверте» было выгоднее. Сейчас разница между налом и безналом минимальная, а значит, платить налом может быть еще выгоднее.

Есть и другой аспект — это специфика нашего рынка труда. Реалии таковы, что предложение рабочей силы превышает спрос на нее. Основная часть рабочих мест создается в сфере малого бизнеса и чаще всего такие рабочие места не требуют от работника высокой квалификации, будь то сфера услуг или производство. Иными словами, многих работников можно достаточно легко заменить, если они недовольны размером и условиями оплаты. На каждое место всегда найдется желающий.

В этих условиях насколько нужно снизить ставки НДФЛ и/или ЕСП, а также упростить процедуры найма и увольнения (хотя бы в некоторых случаях), чтобы побудить предпринимателей оформлять работников официально? Однозначных ответов на эти вопросы, к сожалению, нет.

Неизбежные компромиссы и возможная логика действий

Любая политика строится на определенном понимании ситуации и вытекающих из него приоритетах. Также любая политика — это компромиссы.

Один из таких компромиссов, как представляется, заключается в том, чтобы согласиться с неизбежностью присутствия теневого сектора в нашей экономике на определенную перспективу, какие бы изменения в налоговой или других сферах не происходили. Должен поменяться рынок труда, а для этого должна измениться структура экономики.

Целью должно стать не столько сокращение теневой экономики, сколько стимулирование роста и структурных изменений в экономике вообще. От производства простых товаров и услуг необходимо идти к производству более сложных, требующих более высокой квалификации рабочей силы.

Помимо роста производительности труда и доходов работников, это будет стимулировать переход от преобладающей занятости в индивидуальном секторе к росту количества частных предприятий и увеличению числа работающих по найму.

Еще один компромисс связан со сложностью измерения теневой экономики. При проведении реформ действовать придется без четкого понимания того, где, сколько и почему находится в тени (хотя измерять теневую экономику все-таки необходимо). Соответственно, меры придется принимать по нескольким направлениям, которые прямо или косвенно могут стимулировать выход из тени. Причем действовать необходимо согласованно в разных сферах, выверяя, насколько возможно, логику и последовательность действий. И это, пожалуй, всегда самый большой вызов для любого правительства в любой стране.

Например, реформа НДФЛ/ЕСП (например, снижение ставок) для вывода доходов физических лиц из тени может быть косвенно поддержана введением системы социального/медицинского страхования — если хочешь иметь возможность оплатить медобслуживание, регистрируйся в системе соцстрахования и регулярно оплачивай страховку.

Но для начала необходимо позаботиться о преобразованиях в банковской сфере и на фондовом рынке. Страховые схемы в медицине сработают, если финансовый сектор сможет обеспечивать должную доходность «длинных денег», которые обычно предлагают страховые фонды. А для эффективного использования денег важны эффективные рынки.

И третий компромисс, о котором следует сказать, касается системы качества государственного управления. Пусть информация о теневом секторе скудна, формальная логика говорит, что бизнес и рынок труда будут в тени, пока:

  • у предпринимателя и наемного работника на это есть жизненная необходимость;
  • уход в тень дает неоспоримые выгоды по сравнению с работой «в белую».

Изменения в этом направлении правительством уже начаты, но рассчитывать на значимые эффекты можно будет только по мере достижения определенной критической массы позитивных и согласованных между собой изменений в системе регулирования экономики.