В коворкинг-центре Ground Zero «Лаборатория бизнеса» провела панельную дискуссию по вступлению Узбекистана в ВТО. В ней приняли участие юрист Умида Хакназар, представитель Министерства внешней торговли Аскар Мирсаидов и основатель торговой сети korzinka.uz Зафар Хашимов.

Участники встречи обсудили основные вопросы, связанные с опасения и ожиданиями от вступления страны в эту организацию.

Что такое ВТО?

Всемирная торговая организация — площадка, где страны переговариваются по вопросам торговли, при этом члены организации договариваются применять правила. А при возникновении споров существует эффективный механизм их разрешения.

В настоящее время 164 государства являются членами ВТО, они регулируют около 94% всемирной торговли. Организация включает более 29 соглашений по разным направлениям — торговля товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и т. д.

«Международная торговля была всегда, но интенсивность ее в последнее десятилетие сильно возросла. Это влечет за собой необходимость систематизации, стандартизации торговых процессов между странами, в значительной степени — по разрешению споров. Мир экономически неравномерный: одни страны имеют больший экономический потенциал и силу, чем другие. ВТО позволяет уравновешивать эти неравенства, чтобы рынок международной торговли не искажался, не стал ареной гегемонии», — отметил руководитель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов.

Сколько времени потребуется Узбекистану для вступления в ВТО?

Как отметил руководитель юридического управления МВТ Аскар Мирсаидов, Узбекистан подал заявку на вступления в организацию еще в 1994 году. Но, страна делала большие паузы в этом процессе. Активные переговоры со странами-членами должны только начаться.

Следует отметить, процедуры вступления в ВТО и другие международные организации сильно отличаются. Необходимо провести многосторонние и двусторонние переговоры со странами-участницами организации. Основная цель встреч — выявить, действуют ли в Узбекистане рыночные механизмы. Если нет, то от кандидата на вступление требуется исправить это.

Особое внимание будет уделено экономике нашей страны, чтобы она смогла после вступления в организацию на равных конкурировать с продукцией зарубежных стран. На двусторонних же переговорах Узбекистан будет обсуждать с определенной страной ставки таможенных пошлин и обязательства по доступу на рынок услуг.

«Технически, если интенсивно заниматься этим вопросом, также если каждая сторона данного процесса будет вкладывать максимум усилий, вступление Узбекистана в ВТО может занять около 4−5 лет», — считает независимый эксперт, юрист по вопросам ВТО Умида Хакназар.

По мнению Зафара Хашимова, стоимость внешней торговли для Узбекистана возрастет, если страна не станет членом организации. Это связано стем, что экономика мира перестраивается и глобальные барьеры падают.

Как вступление Узбекистана отразится на налогообложении?

Всемирная торговая организация не вмешивается в эти вопросы, так как они являются внутренней политикой страны. Единственное, не должно быть дискриминационного налога. Это чаще всего касается акцизных налогов на импорт, которые выше чем на внутренний продукт.

«Основные принципы ВТО — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Первый действует по отношению к другим странам, то есть любая льгота или привилегия, которая предоставляется Узбекистаном другому государству-члену организации распространяется на остальных членов тоже. А национальный режим означает, что не должно быть налоговой дискриминации между зарубежным товаром и национальным. Если будут действовать эти режимы — это вполне в рамках ВТО», — сказал представитель МВТ.

Повышение или понижение цен на какие товары стоит ожидать?

В потребительском секторе в целом товары будут поступать в Узбекистан дешевле, считает Зафар Хашимов. Он также предположил, что могут упасть цены на автомобили. При этом спикер уточнил, что все это будет известно лишь по результатам многосторонних и двусторонних переговоров.

«Экономически еще одно бесспорное благо если не от вступления, то хотя бы от всех переговоров — инвентаризация и правильное понимание нашего законодательства во внешней торговле. В этом отношении мы видим позитивный опыт других стран-членов ВТО, которые при вступлении в организацию меняли свое законодательство, проводили реформы, меняли структуру хозяйственных взаимоотношений», — подчеркнул Зафар Хашимов.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий (АМБиТ) и компания Afisha Media.