Специалисты центра развития системы «Электронное правительство» предложили внедрить в Узбекистане дистанционное обучение по примеру курсов Coursera.

«В стране на данный момент существует огромный неудовлетворенный спрос на образовательные услуги. Например, в 2017 году всего 9% абитуриентов поступили в высшие учебные заведения. В результате примерно 27 тыс. студентов уехали учиться в зарубежных учебных заведениях», — говорится в сообщении.

Отмечается, что данная проблемы актуальна не только для Узбекистана. Во всем мире число желающих получить образование значительно превышает количество мест в учебных заведениях. Решают это, как правило, за счет технологий.

Шухрат Шадманов,

главный специалист Департамента научно-исследовательских и аналитических работ

До сих пор в системе образования существует ряд проблем, ожидающих решения, особенно в средне-специальном и высшем образовании.

  • существует огромный неудовлетворенный спрос на образовательные услуги. Это объясняется ограниченностью капитальных и преподавательских ресурсов учебных заведений при растущем количестве населения;
  • основные вузы сосредоточены в Ташкенте и поэтому граждане отдаленных регионов зачастую не имеют возможности учиться в них;
  • в зарубежных вузах имеются современные курсы и программы, обучаться в которых слишком дорого для наших граждан.

В мировой практике для решения подобных проблем широко применялись и применяются возможности информационно-коммуникационных технологий в образовании, в виде электронного обучения (e-learning) и дистанционного образования.

Если раньше отдельные университеты предлагали отдельные элементы электронного обучения и курсы дистанционного образование, то последние 6−7 лет они предоставляются массово с помощью МООК технологий.

Массовый открытый онлайн-курс (МООК) — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет, одна из форм дистанционного образования.

В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов.

Массовые открытые онлайн-курсы появились в сфере дистанционного обучения в 2008 году, но стали по-настоящему популярны в 2012 году, когда такие проекты как Coursera, Udacity и Udemy привлекли первые инвестиции.

Ранние веб-сайты МООК (например, Udacity) часто пропагандировали концепцию открытого доступа (открытого контента). Более поздние сайты сделали доступ к контенту платным, оставив возможность полного или частичного бесплатного обучения.

Некоторые платформы не имеют собственного контента (учебного материала), но договариваются и получают их отведущих университетов мира. Полученные учебные материалы выложат на собственных платформах в удобном, структурированном порядке для студентов.

Например, один из самых популярных платформ Coursera имеет партнерские соглашения с более чем 150 ведущих университетов мира, своим студентам предлагает онлайн курсы от ведущих мировых университетов. Для многих студентов это очень удобный и доступный механизм получения образования, именно это и делает их популярными и востребованными.

Самые крупные провайдеры услуг дистанционного образования в рамках МООК в мире по состоянию на 1 января 2018 года
Провайдер
Страна
Организаторы
Вузы-партнеры
Количество курсов
Количество пользователей
Coursera
США
Частный, профессоры Станфордского университета Andrew Ng и Daphne Koller.
150
более 2000
более 25 млн
edX
США
Гарвардский Университет и Мичиганский институт технологий
более 100
более 1500
более 10 млн
Udacity
США
Частный, профессор Станфордского университета Sebastian Thrun
2
227
более 8 млн
Iversity
Германия
Частный, со стороны Jonas Liepmann и Hannes Klöpper
41
114
более 1 млн


Массовые курсы, которые ориентированы на традиционную модель дистанционного обучения (четкий график учебного процесса, структурированное содержание курса, контроль и аттестация обучающихся), относят к xMOOК — это в основном университетские курсы, выложенные в открытый доступ.

В последнее время МООК развиваются быстрыми темпами. Согласно годовому обзору Class Central в 2017 году количество обучающихся с помощью МООК достигло 81 млн. человек, 800 высших учебных заведений мира предоставляли более 9400 различных курсов дистанционного обучения через МООК:


В Узбекистане в настоящее время функционируют 84 вуза, включая 21 университет, 35 институтов, 2 академии и 15 их филиалов в регионах и 7 вузов, созданных совместно с зарубежными высшими образовательными учреждениями (из Великобритании, Италии, Сингапура, Южной Кореи, России).

Согласно данным Министерства высшего и среднего специального образования, в Узбекистане в последние годы наблюдается большой разрыв между спросом на традиционное высшее образование (число абитуриентов) и предложением (квота вузов).

В этих условиях МООК — несомненно очень удобный и низкозатратный механизм предоставления массовых образовательных услуг населению в Узбекистане. Однако, необходимо также учитывать недостатки МООК.

Вузы крайне озабочены проблемой качества образования, предоставляемого МООК. Основная претензия — плохая организация учебного процесса и слабые результаты учащихся.

Как показывает международный опыт, на выходе разница между студентами обычных ВУЗов и «онлайн-самоучками» пока довольно большая и не все университеты признают сертификаты обучения МООК как зачетные единицы (кредит — согласно Европейской системе перевода и накопления баллов).

Поэтому использование МООК и дистанционного образования для повышения квалификации и получения дополнительного образования без предоставления аккредитованного диплома хорошо зарекомендовало себя в международной практике и его можно применять на практике Узбекистана.

В Узбекистане говорить об использовании МООК для предоставления аккредитованного диплома еще рано.

Для этого необходимо иметь опыт организации дистанционного образования, четкий график учебного процесса, структурированное содержание курса, жесткий контроль и аттестацию обучающихся.

В обеспечении качества образования, предоставляемого МООК, платформа LMS (learning management system — система контроля образования) имеет огромное значение, потому что именно она обеспечивает эффективность взаимодействия преподавателя с обучаемым.

Существуют различные виды LMS-платформ, используемых для организации дистанционного образования и МООК. Платформу можно разрабатывать самим, либо использовать уже успешно существующие. На сегодняшний день самыми популярными LMS платформами в мире являются Blackboard, MOODLE и Accord LMS.

В Узбекистане сегодня применяются отдельные элементы электронного обучения, однако они не предоставляют полные курсы дистанционного образования. Начиная 2011 года в систему высшего образования Узбекистана стали внедрять систему MOODLE.

Несмотря на то, что к нему сейчас номинально подключены 25 образовательных учреждений, на практике несколько вузов используют ее всего лишь как электронный ресурс учебных материалов.

Многие ее возможности остаются не раскрытыми и не использованными. Это отчасти обусловлено и тем, чтопрофессорско-преподавательский составмногих вузовне имеют представления и навыков по использованию потенциальных возможностей системы.

Необходимо также отметить, что в действующем законе Республики Узбекистан «Об образовании» от 29 августа 1997 не существует четких определений понятий дистанционного образования, МООК и не регламентированы механизмы его осуществления.

Также следует разработать единый регламент, по которому вузы Узбекистана могут осуществлять дистанционное обучение. Однако, такой регламент не должен быть жестким, а носить ориентировочный, рекомендательный характер.

Такой регламент каждое учебное заведение сможет использовать как «подсказку» при разработке своего собственного, исходя из сформировавшейся внутри вуза системы преподавания, контроля успеваемости и так далее.

Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели, необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи.

Образовательное учреждение, реализующее электронное дистанционное обучение, примерно должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видеоконференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения.

Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с. Во многих городах Узбекистана такая способность имеется, но в отдаленных регионах и сёлах такая этого нет.

В целом, для успешной её реализации в Узбекистане, необходимо внести изменения в Закон «Об образовании» и разработать регламент по осуществлению дистанционных образований.

Применение МООК технологий в послевузовском обучении и в переподготовки кадров даст очень хороших результатов. При этом, вузам необходимо дать больше самостоятельности в их реализации. Однако, при применении МООК технологий для обучения бакалавров, магистров и докторов следует жестко контролировать качество обучающихся.

Во вторых, для дальнейшего развития МООК технологий необходимо создать Национальный открытый университет и привлекать к нему соответствующих специалистов. Данный университет должен кооперировать как с местными и так и с ведущими мировыми образовательными учреждениями для предоставления в Узбекистане массовых онлайн курсов.

В третьих, необходимо разработать единую национальную платформу LMS, через которую будет предоставляться массовые открытые образовательные курсы.

Успешное внедрение дистанционного образования и МООК технологии в Узбекистане приведет к огромным положительным изменениям в высшем образовании и впоследствии может решить много вопросов связанных с трудоустройством и повышением уровня жизни населения.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.