В редакцию Spot пришло письмо от предпринимателя Владимира Апресяна, который считает, что ответственность бизнеса за выплату декретных пособий приводит к гендерной дискриминации, снижает доходы предприятий, поступления в бюджет и инвестиционную привлекательность страны.

Владимир Апресян

Предприниматель, основатель ЧП J-Foods (Самарканд)

Узбекистан вступил в фазу бурных перемен.

Вдумываясь в суть происходящих реформ, понимаешь, что государство преследует множество значимых целей, среди которых — повышение благосостояния народа (целевое повышение зарплат сотрудников образовательных и медучреждений, планируемое снижение налогов на труд), улучшение бизнес-климата (валютная, таможенная реформы и ожидаемая налоговая) и построение социальной справедливости (запрет принудительного труда, шаги в вопросах насилия над женщинами и детьми).

Однако упускается из вида еще одна проблемная зона — социальное страхование граждан. Рассмотрим этот вопрос на примере пособий по беременности и родам.

Сколько платит работодатель

До 2010 года декретные пособия выплачивались за счет Пенсионного фонда. Но в 2010 году вступил в силу новый порядок — ответственность за выплату декретных была возложена на работодателей.

Кто-то, возможно, скажет: «Ну и что? Пусть платят! Ведь они же на нас зарабатывают!».

Но прежде чем возмущаться, необходимо принять к сведению один момент — работодатель (неважно, частное или государственное учреждение) ежемесячно выплачивает за каждого сотрудника единый социальный платеж (ЕСП), который как раз-таки изначально был предназначен для страхования сотрудников на случай временной нетрудоспособности.

Для крупных предприятий размер ЕСП составляет 25% от начисляемой заработной платы, для малых — 15%. Также сумма ЕСП не должна быть меньше 2/3 МРЗП для малых предприятий, ½ МРЗП для работников фермерских хозяйств и 1 МРЗП для работников остальных учреждений. Ожидаемая налоговая реформа должна снизить этот процент до 12.

Получается, что работодатель страхует работника на случай наступления нетрудоспособности, но когда дело доходит до этой самой нетрудоспособности, ответственность за выплату средств возлагается на него же.

Согласно действующему законодательству, декретный отпуск длится от 126 до 156 дней в зависимости от сложности родов. Если сотрудница проработала на предприятии меньше года, декретные выплачиваются в размере 75% от среднемесячного заработка. Если больше года, то в размере 100%.

То есть сумма выплат пособий по беременности и родам колеблется в пределах четырех-пяти зарплат. Добавляет огня еще и то, что работодатель должен выплачивать и пособие по уходу за ребенком в течение двух лет в размере двух МРЗП ежемесячно.

И это еще не всё. Если женщина в период отпуска по уходу за ребенком родит еще раз, то всё пойдет по второму кругу.

Давайте взглянем, как обстоят дела в этом вопросе в других странах:

  • В России работодатель выплачивает декретные, а государство затем вычитает эту сумму из налогов на социальное страхование.
  • В Казахстане выплаты идут сразу из страхового фонда.
  • В Грузии (налоговая система которой взята за основу Концепции налоговой реформы в Узбекистане) также работодатель освобожден от этой ответственности.

Мне не удалось найти ни одну страну, где эти выплаты производились бы за счет предприятий! Возможно, кому-то это удастся.

Почему это проблема

Давайте рассмотрим, к чему приводит такая ситуация.

Гендерная дискриминация

Работодатели очень осторожно относятся к молодым замужним девушкам. Чаще всего их или не берут на работу, или не оформляют официально (еще одна причина уклонения от уплаты налогов, если еще и учесть, что больничные также с 2007 года оплачивает работодатель), или вовсе, узнав о наступившей беременности работницы, по-быстрому избавляются от нее (а это уже серьезное нарушение трудового кодекса).

Конечно, есть предприятия, которые добросовестно выполняют требования закона, но их меньшинство. В итоге мы получаем дискриминацию по гендерному признаку.

Снижение доходов предприятий

Представим ситуацию. Девушка устраивается на работу. Проработав год, уходит в декретный отпуск (кстати, к нему еще нужно добавить и обычный ежегодный оплачиваемый отпуск).

Работодатель аккуратно выдает ей зарплату за 126 (или даже 156) дней. Потом следует пособие по уходу за ребенком. А потом, может, и еще один декретный отпуск (что очень даже возможно в условиях демографической ситуации в стране). Уволить ее он не вправе ни при каких обстоятельствах.

Вопрос! Принесла ли данная сотрудница предприятию прибыль, позволяющую покрыть такое количество расходов? Не забывайте, работодатель ежемесячно весь год оплачивал социальное страхование сотрудницы.

Всё это приведет в итоге к снижению доходности, которое непременно скажется на темпах роста данного предприятия.

Снижение инвестиционной привлекательности страны

Любой иностранный инвестор сначала тщательно и вдумчиво изучает законодательство страны, прежде чем вложить деньги. Есть такие отрасли производства и услуг, где количество женщин в штате превалирует (текстильная, к примеру). И знакомство с нашими правилами в сфере социального страхования женщин вряд ли приведет инвестора в восторг. А значит, минусов инвестирования в Узбекистан станет на один больше.

Сокращение поступлений в бюджет

Причина всё та же. Работодатель не желает связывать себя с высокой и несправедливой нагрузкой в вопросе социального страхования работников (учтите еще и прочие налоги на бизнес) и нередко прибегает к крайним мерам — а именно, не заключает с персоналом трудовых договоров или с целью снижения налоговой нагрузки выплачивает зарплату «в конверте».

Создав более приемлемые условия в сфере социального страхования граждан, мы добьемся увеличения поступлений в бюджет.

Что делать

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо снять с работодателей ответственность за выплату пособий — передать этот вопрос в ведение государства, а за бизнесом оставить обязанности по уплате страховых взносов.

На первый взгляд может показаться, что это приведет к значительному увеличению нагрузки на бюджет. Но это не совсем так.

Важно помнить, что либерализация законодательства в сфере социального страхования непременно должна снизить опасения бизнеса перед официальным трудоустройством и выплатой реальных заработных плат. А значит, доходы в бюджет в определенной мере возрастут.

При этом нельзя допустить злоумышленных действий в этом вопросе — таких, как трудоустройство «в последнюю минуту» с целью получения декретных выплат. Для этого можно внести ограничение — сумма декретных выплат и прочих пособий не может превышать сумму уплаченных за данного работника страховых взносов. Тогда и мотив нажиться за счет государства отпадет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Spot готов предоставить площадку и другим сторонам, желающим высказаться по этой теме. Пишите нам на info@spot.uz.