На встрече проекта «Лаборатория бизнеса», которая в этот раз прошла в Ground Zero Kitob Olami, представители сферы телекоммуникаций, IT-бизнеса и интернет-провайдер откровенно поговорили о проблемах в сфере ИКТ.

Честную и открытую беседу вели генеральный директор интернет-провайдера BCC Шухрат Ахунджанов, генеральный директор Beeline Uzbekistan Дмитрий Шуков и cооснователь компаний MyTaxi и Express24 Акмаль Пайзиев.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

О монополии «Узбектелекома»

… которая завершится к 1 января 2020 года. Что не мешает продолжать говорить о ее неэффективности.

Вот и эксперты в очередной раз высказались по этому вопросу. В частности, по мнению Шухрата Ахунджанова «Узбектелеком» как монополист должен разрабатывать стратегию и тактику развития сферы, но никак не выступать в качестве коммерческой организации, которая параллельно с провайдерами предлагает свои услуги. То есть необходимо отделить функции регулятора от игрока на рынке.

Кроме того, «Узбектелеком» мог бы заняться развитием инфраструктуры, что не всегда по карману частному сектору. В частности, развивать оптоволоконную связь, чтобы в стране был «достойный» интернет. По последним данным, имеющимся у директора ВСС, оптоволоконная сеть составляет всего 30%.

С этом мнением согласился Акмаль Пайзиев, который отметил, что «Узбектелеком» не стоит воспринимать как министерство. В то же время предприниматель возразил, что как коммерческая компания, оператор не обязан создавать инфраструктуру.

Если на рынке возникнет спрос, бизнес, в том числе иностранные инвесторы, решит эту проблему. Спикер также отметил, что отсутствие доступа к быстрому интернету у водителей, клиентов, курьеров вредит потребительским продуктам, как MyTaxi или Express24.

Монополия на внешний канал интернета не соответствует нынешней стадии экономического развития страны, считает Дмитрий Шуков.

Тем не менее, в 2020 году не многие провайдеры будут брать международный интернет-канал, так как это довольно дорогостоящее удовольствие. Сейчас, по словам Шухрата Ахунджанова, у «Узбектелекома» шесть внешних каналов, и один резервный — спутниковый.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Об устаревших законах и излишнем регулировании

Помимо монополии на внешний канал интернета участники отметили ряд других проблем в отрасли. Первая — устаревшие законы, например «О связи», которые разрабатывались еще в 90-х годах прошлого века.

Как отметил Шухрат Ахунджанов, надо менять порядка 20 нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере телекоммуникаций.

Помимо отстающих от времени законов, существует также проблема практики регулирования, которую также необходимо менять.

«У нас много контролирующих органов, которые, как мне кажется, избыточны. Достаточно иметь один, который будет отслеживать, что необходимо», — сказал глава Beeline Uzbekistan.

Он также рассказал, что на этапе строительства мобильных операторов контролируют девять регуляторов. Некоторые из них дублируют друг друга. В ходе эксплуатации оборудования и обслуживания клиентов регулятора два — ГИС (Инспекция по контролю в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий) и ЦЕМС (Центр электромагнитной совместимости).

«Если с последним все более менее понятно, то для чего нужен ГИС ни мне, ни нашим руководителям за рубежом, непонятно. Инспекция защищает права клиента. Но если плохо обслуживать клиента, он уйдет к другому оператору. Зачем еще нужен государственный защитник? В ГИС работают сотни людей по всей республики. Чем они занимаются, я не до конца понимаю», — сказал Дмитрий Шуков.

Функции ГИС немного расширены, он должен быть не карательным органом, а советчиком, поддержал спикера Шухрат Ахунджанов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Об отпугивании инвесторов

Все эти проблемы напрямую влияют не только на игроков отрасли, но и на решение иностранных инвесторов о выходе на узбекский рынок.

«Инвесторы смотрят не только на исходные данные, которые в Узбекистане отличные — 32 млн населения, что для любой компании связи является огромным плюсом, а также 100-процентная грамотность людей. Но и на картину в целом — как в стране регулируется бизнес, какова защита инвестиций. Когда правила игры похожи на те, что действуют в других странах и к которым они привыкли, тогда решения принимаются быстро и в страну приходят инвестиции», — сказал гендиректор Beeline.

В плане инвестиций извне рынок ИКТ в Узбекистане недооценен, добавил он.

Помимо этого, преградой для привлечения средств из-за рубежа становится слабая правовая защита бизнеса.

«Судебная система должна работать. Я не говорю о совершенствовании законодательства. Речь идет о работе системы при текущем законодательстве. Тогда инвесторы будут приходить, а пока их отсутствие влияет на маржинальность рынка — она довольно высокая», — добавил Акмаль Пайзиев.

В вопросах защиты инвестиций негативную роль играют плачевные истории, говорящие о высоких коррупционных рисках в стране. Исправить ситуацию может введение на пять лет в Узбекистане английского права.

«Понятно, что без споров не обойтись. Обычно они решаются в судах. У нас пока эта система не работает. Внедрение английского права станет зоной комфорта для инвесторов. Это даст возможность апеллировать при спорах не в межрайонный экономический суд, а высший суд Лондона. Решения того судьи, которые будут приниматься по законам Узбекистана, должны быть обязательны к исполнению в Узбекистане. Тогда инвесторы смогут понимать, на какой примерно механизм защиты инвестиций они могут рассчитывать», — сказал Дмитрий Шуков.

В течение этих пяти лет, пока будет применяться английское право, правительство может строить новую систему, обучать местных специалистов, добавил он.

«Можно делать презентации для инвесторов, раздавать красивые буклеты, приглашать сюда людей и показывать им возможности. Но инвесторам нужно создать условия, тогда они сами придут, без всяких рекламных буклетов», — отметил Шуков.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

О сбоях в работе YouTube и нехватки контента внутри страны

В Узбекистане примерно 3% контента генерируется внутри (TAS-IX), 97% заходит снаружи. Для сравнения, в России 70% контента генерируется внутри, а 30% идет из-за рубежа.

В стране пока немного внутренних ресурсов или платформ, поэтому происходит такое неправильное распределение трафика.

Шухрат Ахунджанов уточнил, что TAS-IX создавался в 2004 году для того, чтобы сохранить внутренний трафик в пределах республики, который раньше шел через Европу.

TAS-IX — точка обмена между провайдерами, членами которого являются 40 компаний. В нем контента нет, пояснил представитель ВСС, весь контент находится у провайдеров.

Пока основным генератором трафика остается YouTube, на долю которого приходится около 25−30%. Об этом сказал как глава компании сотовой связи, так и директор интернет-провайдера.

Дмитрий Шуков уже рассказывал о последствиях сбоя в работе YouTube. В середине октября он сообщал Spot, что в компании обеспокоены ситуацией, складывающейся с перебоями доступа к YouTube, так как этот видеохостинг занимает значительную долю от всего интернет-трафика Beeline.

Любые ограничения YouTube означают моментальное сокращение пользования Интернетом и, как следствие — падение выручки провайдеров, не говоря уже о раздражении и недовольстве пользователей Сети, говорил тогда Шуков.

Директор интернет-провайдера также сообщил о значительном снижении трафика из-за перебоев в работе видеохостинга.

«У наших соседей — в Кыргызстане, Казахстане серверы Google (владеет YouTube) установлены внутри страны, они сильно разгрузили сеть. Мы тоже установили сервер в Ташкенте и обратились к регулятору с просьбой разрешить его включить. Тогда все запросы ходили бы внутри страны, что сразу освободило бы внешний канал. Но, по непонятным причинам разрешение не дали, ссылаясь на людей «наверху», — рассказал директор Beeline.

По его словам, регулятор объяснил отказ в том числе тем, что если на сайте разместят что-то «нехорошее», возникнут проблемы.

Он назвал такую ситуацию лицемерием. Ведь сейчас серверы стоят в Калифорнии (США), куда госорганы Узбекистана никак не могут добраться. При этом работа сервера, стоящего в центре столицы, который можно выключить в любой момент, запрещена.

Это еще одна особенность, которая вызывает непонимание у зарубежных коллег, останавливает инвесторов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Об увеличении скорости интернета

Конечно, невозможно было обойти стороной планы правительства по увеличению скорости интернета к 1 декабря этого года в 10 раз.

Пока провайдеры, да и обычные пользователи, сталкиваются лишь с ухудшением доступа к интернету, сбоями в работе Facebook и YouTube.

Недавно информагентство УзА со ссылкой на представителя Мининфокома заявило, что скорость, как и было обещано, увеличится в декабре в 10 раз.

Участники дискуссии выразили противоречивые мнения по этому поводу. Шухрат Ахунджанов считает, что страна пока не готова к такому увеличению внешнего канала интернета.

«Чтобы увеличить скорость в 10 раз нужна инфраструктура. Мы к этому не готовы. Кроме того, кто будет потреблять это? Мы будем иметь возможность брать больше внешнего канала, но неизвестно, сможем ли мы продать в 10 раз больше», — сказал руководитель интернет-провайдера.

Увеличивать скорость нужно не в 10, а сотни, тысячи раз, возразил Акмаль Пайзиев. Глава Beeline привел конкретные цифры, которые показывают, насколько растет трафик у мобильного оператора.

В декабре прошлого года внешний канал компании составлял 10 Гбит/с, сейчас он приближается к 40. То есть за год трафик увеличился в четыре раза. К следующему декабрю, по планам Beeline, этот показатель должен достичь 100 Гбит/с, в 10 раз больше, чем в 2017 году.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Напоследок немного интересных цифр от Beeline:

  • среди всех абонентов владельцы смартфонов — больше 40%;
  • пользователей интернета — ежедневно примерно 2,5 млн, еженедельно больше 4 млн;
  • средний трафик в прошлом году составил 384 мегабайта в месяц, сейчас — 1,2 гигабайта на абонента.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий и компания Afisha Media.