Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан». Spot разбирал похожий документ, когда он еще был на стадии проекта.

Отмечается, что в сфере таможенного администрирования сохраняется ряд системных проблем, препятствующих формированию в стране благоприятного инвестиционного климата и развитию предпринимательской деятельности. В частности:

  • Действующие таможенные процедуры не отвечают в полной мере требованиям международных норм и стандартов, сопряжены с излишними финансовыми и временными издержками для участников внешнеэкономической деятельности.
  • Практически отсутствуют механизмы стимулирования соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, поощрения добросовестных субъектов предпринимательства, снижения для них административных барьеров.
  • Неэффективные и излишние контрольные функции таможенных органов приводят к нарушениям прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
  • Недостаточное использование ресурсов для материального стимулирования сотрудников таможенных органов отрицательно сказывается на профилактике проявлений фактов коррупции и эффективности системы в целом.

В связи с этим, теперь в Узбекистане появятся:

Таможенные терминалы

Их, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, построят на прилегающей территории приграничных таможенных постов:

  • «Яллама» и «С.Наджимов» (Ташкентская область), «Дустлик» (Андижанская область), «Алат» (Бухарская область) в 2019—2020 годах;
  • «Даут-ата» (Республика Каракалпакстан), «Маданият» (Андижанская область), «Узбекистан» (Ферганская область), «Гишткуприк» и «Ойбек» (Ташкентская область) в 2020—2021 годах.

«Одно окно»

Основными функциями государственных органов и иных организаций на таможенных терминалах станет оказание таможенных, банковских, логистических, экспресс-лабораторных, фитосанитарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических, сертификационных и других услуг по принципу «одно окно».

Предприниматели на добровольной основе пользуются коммерческими услугами, оказываемыми на таможенных терминалах.

Автоматизированная система управления рисками

С 1 декабря 2018 года вводятся:

  • «желтый коридор», в котором формы таможенного контроля по проверке таможенной декларации, документов и сведений осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором;
  • «красный коридор», в котором формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором;

С 1 марта 2019 года вводятся:

  • «зеленый коридор», в котором формы таможенного контроля не осуществляются в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска при принятии решения об их выпуске;
  • «синий коридор», в котором формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором, после их выпуска.

«Фронт-офисы» и институт уполномоченных экономических операторов

С 1 февраля 2019 года:

  • вводится, в соответствии с международными стандартами, институт уполномоченных экономических операторов, который предусматривает предоставление права добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, отвечающим требованиям, определяемым Кабинетом Министров, пользоваться упрощенными таможенными процедурами;
  • на таможенных постах по Ташкентской области и городу Ташкенту, специализированного таможенного комплекса «Ташкент-АЭРО» реализуется пилотный проект по созданию и организации деятельности специальной группы лиц — «фронт-офиса», оказывающего услуги по заполнению грузовой таможенной декларации участникам внешнеэкономической деятельности на бесплатной основе.

Там же говорится, что сотрудник органов государственной таможенной службы обязан выполнять таможенные операции, предписываемые автоматизированной системой управления рисками.

Ключевым показателем эффективности (kpi) деятельности сотрудников таможенных постов является период времени, затрачиваемый на таможенное оформление товаров и транспортных средств.

При этом статистическая информация о времени таможенного оформления ежемесячно публикуется на официальном веб-сайте Государственного таможенного комитета в разрезе каждого таможенного поста;

«Желтый» и «красный» коридоры применяются в соотношении 70% и 30% соответственно на основе профилей рисков или случайного выбора товаров и транспортных средств.

Обязательное видеонаблюдение

С 1 марта 2019 года таможенный досмотр ввозимых товаров осуществляется исключительно в местах, оснащенных системой видеонаблюдения, обеспечивающей хранение видеозаписи процедур таможенного досмотра в течение трех месяцев.

Помимо этого, отменяется требование о постановке на учет в органах государственной таможенной службы экспортных контрактов по отношению ко всем товарам.

Государственному таможенному комитету, кроме этого, поручается до 1 февраля 2019 года с целью упрощения процедуры рассмотрения обращений участников внешнеэкономической деятельности:

  • критически пересмотреть распределение полномочий между территориальными управлениями и таможенными постами с передачей части полномочий таможенным постам;
  • принять меры по отмене практики истребования при импорте товаров экспертного заключения о правильности применения кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Ранее Spot писал, что Узбекистан оказался на 165-м месте по удобству международной торговли. Одной из причин настолько низкого места как раз было то, что предпринимателям сейчас приходится тратить слишком много времени на таможенное оформление.